Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири. Он объ­ единяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сиби­ ри, сухопутные, воздушные и трубопроводные виды транспорта. Являясь внутренним путем России, Северный морской путь играет важную роль в хозяйственной жизни многих областей нашей страны, которые связа­ ны с Северным Ледовитым океаном такими большими реками, как Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма, Хатанга и другие. Эти реки несут свои воды в Северный Ледовитый океан и образуют с арктическими морями единую транспортную систему. Для некоторых районов арктической зоны - Чукотки, островов арктических морей и ряда населенных пунктов побережья Таймырского автономного округа - морской транспорт яв­ ляется единственным средством перевозок грузов и жизнеобеспечения населения. На направлении Мурманск-Дудинка сегодня осуществляется круглогодичная навигация в целях обеспечения деятельности Нориль­ ского горно-металлургического комбината. По нему производится ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз природных ископае­ мых, леса и т. д. Сегодня Северный морской путь является кратчайшим морским путем между Дальним Востоком и европейской частью России, главной судоходной магистралью России в Арктике. Проходит он по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). Длина Северного морского пути определяется расстоянием от Карских Ворот до бухты Провидения. Северный морской путь почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток. Длина основной ледовой трассы Север­ ного морского пути от новоземельских проливов до порта Провиде­ ния - 5610 км; протяженность судоходных речных путей, примыкающих к Северному морскому пути, составляет около 37 ООО км. Однако продол­ жительная и суровая зима при коротком и холодном лете обусловливают ледовитость арктических морей, что является главным препятствием для прохода судов на значительных отрезках трассы. Льды являются единс­ твенным препятствием для признания Северного морского пути - путем обычного нормального плавания. Толщина однолетних льдов - 0,8-1,8 м, многолетних - 3-4 м. Торосы обычно имеют высоту 3-5 м, в отдельных слу­ чаях -до 10-15 м. Встречаются айсберги и ледяные острова - оторвавши­ еся участки шельфовых ледников. Наиболее трудные условия плавания складываются в районах больших скоплений тяжелых льдов, которые до конца не разрушаются даже в самые теплые месяцы (Таймырский и Айон- ский ледовые массивы). Проводка транспортов здесь возможна только с помощью ледоколов. Альтернатива Северному морскому пути - транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, напри­ мер, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz