Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова окончательного решения по выбору маршрута дальнейшего движения. К 08.00 продолжили движение. Ночная разведка МИ-8 положительных результатов не дала. «Ночная» только по судовому времени, так как у нас полярный день. В 12.30 на широте 86 градусов 45 минут легли в дрейф для производс­ тва гравиметрических и сейсмологических работ. Обрабатывается ин­ формация, полученная с искусственного спутника земли «МЕТЕОР 2-15». Анализ информации с ИСЗ показал наличие мощного меридионального разлома в ледовых полях, начиная с Земли Франца-Иосифа в сторону Северного полюса. В 16.30 МИ-8 вылетел в последнюю разведку для проверки получен­ ной информации. В 17.00 продолжили движение, чтобы попытаться еще раз подняться на север. К сожалению, необходимость жесткого графика организации СП-29 ограничивают наши возможности повторить путь «Арктики». Необходимость выхода ледокола на трассу СМП к началу летней навигации обуславливает осторожность продвижения в сторону Северного полюса. МИ-8 выполнил свою задачу и отправлен на место его базирования - в Диксон. К разведке приступает наш верный помощник МИ-2. Слишком большая разница между ними в расходе топлива, запасы которого на ледоколе ограничены. 24 мая. К 08.00 атомоход достиг широты 87 градусов 45 минут. Восполь­ зовавшись образовавшимся в результате циклонической деятельности гигантским по длине меридиональным разломом ледяных полей, ледо­ кол продолжает пробиваться в приполюсный район ударами, преодоле­ вая отдельные тяжелые перемычки узкой полосы разрыва. Вертолет МИ-2 корректирует дорогу в паковых льдах. 25 мая. В 02.00 пересекли 89-ю параллель. К 08.00 до Северного полюса остается около 30 миль. Барражирующий в воздухе вертолет МИ-2 сообщает об отсутствии легких подходов к желаемой точке. Будем искать обходные пути. Естественно, всем нам хочется побывать в точке земного шара, собравшей в пучок все земные меридианы, и совершить кругосветное путешествие в течение какой-то минуты с разворотом на 360 градусов. Трудны подходы к полюсу. Паковые льды не пускают напролом. Прихо­ дится заходить сбоку, «обежав» по подсказке с вертолета почти «полови­ ну» земного шара, до 168-го меридиана. Задача усложняется выходом из строя курсоуказателей, связанных с земной осью. Ведется непрерывное слежение за местом при помощи навигационных систем ИСЗ и РКС «Мар­ шрут». В 16.00 остановились в районе полюса для уточнения своих коорди­ нат. Многочисленные специалисты всех профилей собрались в помеще­ 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz