Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства детально анализируются синоптическая и ледовая обстановка, состав­ лены прогнозы и расчеты различных вариантов дальнейшего движения ледокола. Снятие СП-27 ледоколом в это время года, вообще второе со времени их организации. СП-1 во главе с Папаниным было снято 50 лет назад. Рейс «Сибири» показал возможность прихода на помощь полярникам надвод­ ного корабля в любое время года. 20 мая. Ледокол продолжает дрейфовать вместе с льдиной, где на­ ходилась СП-27, в ожидании окончания научных исследований. В 14.00 с окончанием научных работ подняли на борт ледовые якоря и пос­ ледовали на выполнение очередной задачи - организации научной дрейфующей станции СП-29. Вертолет, пилотируемый командиром звена В.Г. Холодняком, производит ближнюю разведку. С посадкой на борт МИ-8 нашего верного помощника придется заводить в ангар. Двух вертолетов наш «бедный Боливар» не выдержит, мала взлетная площадка ледокола. 21 мая. Около часа ночи на 87-й параллели была замечена чайка - предвестница наличия воды в разрывах ледяных полей полярной шапки. Это еще одно свидетельство активной биологической жизни приполюс­ ного района Арктики. К 08.09 утра ледокол приблизился к второму гра­ дусу западного меридиана. Хотя трещины с запада на восток и имеются, но отдельные перемычки приходится пробивать ударами. Около 11.00 пересекли 87-ю параллель, а в 14.00 и Гринвичский меридиан. Следуя курсом на восток по достигнутой параллели в чистой воде, через 60 часов ледокол оказался бы в той же точке, совершив кругосветное путешествие. По просьбе ученых почти на каждой вахте ледокол делает остановки для производства гравиметрических и сейсмологических работ, поэтому об­ щая суммарная скорость движения ледокола незначительна. 22 мая. За прошедшие сутки ледокол прошел около ста миль и к 08.00 достиг 20-го градуса восточной долготы. Имеющиеся разрывы в ледяных полях, к сожалению, поворачивают на восток и юго-восток. В 10.20 верто­ лет МИ-8 вылетел на разведку для определения возможности прохода на север. На борту 12 человек экспедиции и 7 - экипажа, которым поручено водрузить флаг нашей Родины на Северном полюсе в честь славного юби­ лея дрейфа папанинцев. В 13.00 получили сообщение от наших посланцев о выполнении ответственного задания. В основание флагштока была заложена капсула с письмом экипажа ледокола и экспедиции, капсула- гильза со священной землей полуострова Рыбачий, медаль, посвященная 50-летию героического дрейфа «СП-1». В 15.50 наши посланцы благопо­ лучно вернулись на борт. 23 мая. На широте 86 градусов 08 минут северной и долготе 30 граду­ сов 08 минут восточной легли в дрейф для производства научных работ, в ожидании вылетевшего в 04.00 МИ-8 с ледовой разведкой, для принятия 207

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz