Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства и далее по впадающим в нее рекам. Лесоматериалы и руда из Дудинки и Норильска доставлялись по Енисею. На востоке Лена являлась главной водной артерией, связывающей Якутск с другими регионами Севера, подтверждая тот факт, что город расположен на многие сотни километров выше по течению, чем порт Тикси на побережье моря Лаптевых. В комп­ лексе эта система образовывала разветвленную сеть путей, соединяющих крупные города Сибири с остальными регионами Советского Союза. Уже к концу 80-х годов по трассам Северного морского пути под про­ водкой могучих ледоколов в разных направлениях шли сотни транспор­ тных судов с народно-хозяйственными грузами. Обработкой флота зани­ мались более 200 портов, портопунктов, грузовых терминалов и просто перевалочных площадок. Главными арктическими портами были: Дудин­ ка, Игарка, Диксон, Певек. Они принимали океанские суда с осадкой от 8 до 12 метров. Для советских людей Арктика являлась северной окраиной страны, необыкновенно богатой естественными ресурсами. И как любая другая неизведанная земля, Арктика и ее несметные богатства должны были способствовать повышению благосостояния всего населения стра­ ны. Являясь внутренним путем России, Северный морской путь играл важ­ ную роль в хозяйственной жизни многих областей нашей страны, которые связаны с Северным Ледовитым океаном такими большими реками, как Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма, Хатанга и другие. Одной из главных причин проведения Советским Союзом политики освоения Крайнего Севера, включающей в качестве основной задачу развития арктического судоходства, являлась возрастающая геополити­ ческая значимость региона. Как приарктическое государство Советский Союз был заинтересован в развитии северных регионов страны. Порт Мурманск, самый северный незамерзающий порт в мире, и Баренцево море представляли для страны надежный доступ к Атлантическому океану. Северный морской путь - это не просто ледовая трасса, проложенная моряками Мурманского морского пароходства, по которой более 80 лет движутся транспортные суда. Это великая широтная магистраль, связы­ вающая все арктические и заполярные территории от южного побережья Северного Ледовитого океана до верховьев сибирских и дальневосточ­ ных рек. Для большинства полярных регионов, в частности Ямала, Таймы­ ра, Якутии, Чукотки, это практически единственный путь доставки и вы­ воза различных грузов. Это и стратегическая национальная магистраль, соединяющая Европейский и Дальневосточный регион. Это и великая международная трасса, соединяющая воедино все моря и океаны земли. Северный морской путь является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны. Северный Мурманская государственная 17 областная универсальная научная бибпиптека

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz