Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова 13 мая. Все труднее достаются пройденные мили. Хотя полученная накануне ледовая карта с самолета-равведчика при помощи аппаратуры «НИТЬ» и облегчила задачу выбора пути судоводителями ледокола, одна­ ко лед от этого не стал легче. 08.00. До СП-27 осталось 165 миль тяжелого пути в многолетних льдах. Урожайной для науки стала часовая стоянка ледокола в паковом поле. Ученые провели гравиметрическую станцию, измерение магнитного поля земли, замеры толщин льда и снежного покрова. Испытания приборов и замеры глубин выявили подводный пик 1500 метров на фоне 3000 глубин. Заполняются белые пятна географических карт. Это далеко не полный перечень выполненных работ... 14 мая. Чем ближе цель, тем чаще приходится ледоколу отходить для очередного удара. Гряды торосов и полей многолетних льдов преграж­ дают путь. Принятая очередная карта с самолета-разведчика не обещает легкого пути. Напряженно работают судоводители и гидрологи, выбирая крохи проходимой дороги. Капитан Зифрид Адольфович Вибах и замес­ титель начальника штаба экспедиции опытный ледовый капитан Мурман­ ского пароходства Валерий Иванович Шестопалов, сменяя друг друга на ходовом мостике, координируют действия и обеспечивают безопасность ледокола в тяжелых условиях работы. 08.00. До полярной станции остается 109 миль. Полным ходом ведутся научные наблюдения и испытания приборов на борту ледокола. МИ-8 был направлен на дрейфующую СП-27 вместе с частью прессы в ожидании подхода ледокола для обеспечения безопасности личного состава и освобождения вертолетной площадки для работы МИ-2 с целью экономии топлива на ближнюю разведку. На МИ-2 меняются гидрологи- наблюдатели, произвел облет и начальник штаба экспедиции А.Н. Чилин­ гаров. Меняющиеся циклоны в северной Атлантике поджали разрывы льда между полей, отлично просматривавшиеся с самолета еще неделю назад. 15 мая. Медленно, но верно пробивается ледокол к дрейфующей стан­ ции СП-27. Тяжелые льды закрывают дорогу на север. 10 миль осталось до Гринвичского меридиана. Через считанные часы атомоход впервые окажется в западном полушарии... 08.00. До намеченной цели осталось пройти 69 миль ледовой дороги. Члены экспедиции продолжают осуществлять научные работы. Успешно проводятся сеансы связи с искусственными спутниками земли «МЕТЕОР» и «КОСМОС». 16 мая. Чем ближе цель, тем труднее путь. Прогнозы некоторых пред­ ставителей прессы и науки о быстрой операции снятия дрейфующей станции не оправдались. 204

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz