Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова И еще один случай с «Сибирью». Вернулся ледокол из рейса. Сгорел двигатель шпиля. Срочно требуется замена, ведь на арктической трассе не хватало ледоколов. Звоним на завод «Динамо», который изготавливал эти двигатели. Отвечают: «Нет двигателей сейчас. Есть один, предназна ченный для экспорта в Бангладеш». Отправляем на завод Костю Никола ева - инженера атомной службы. Покупаем огромный портфель палтуса, спирт и даем задание добыть этот двигатель. Уговорил Костя динамов цев, они оформили двигатель для Бангладеш как брак и передали его нам. А отправить-то его как? Он весит больше тонны. В багажном вагоне принимали груз весом 100-200 килограммов. «Уговорил» Константин и их. Пришел поезд в Мурманск, а как разгрузить - не знаем, нет таких погрузчиков в Мурманске. Договорились, отцепили вагон, поставили его так, чтобы к нему мог подъехать огромный подъемный кран. Разгрузили, доставили на базу. Выполнили данную операцию всего за три дня. А ге- рои-то не мы, береговые инженеры и рабочие, а плавсостав! Хотя выпол няли эту операцию и работники атомной службы пароходства, и Базы 92, и Мурманского судоремонтного завода. Таких «подвигов» была масса. Так и приходилось крутиться. Ледокол - это дитя берега. Тогда мы жили в эпоху планирования. От нас требовалось плани ровать расходы на обеспечение судов всем необходимым в море и на берегу. Возьмем, в частности, энергоснабжение. По настоянию пред приятия «Колэнерго» приходилось заказывать энергоснабжение на год по месяцам. А разве предусмотришь, когда ледоколу оно потребуется? Не заказали - пароходство штрафуют, заказали и не использовали - тоже штрафные санкции. А какие проблемы мы испытывали с кадрами для атомоходов? Кадры тогда для атомоходов никто не готовил. На «Ленине» были два экипажа. Так получалось, что один экипаж в море эксплуатирует, а другой на берегу осуществляет заводской ремонт. Ведь те атомоходцы, которые трудились в ремонте, получали только 90 процентов заработной платы, не получали дополнительного отпуска и повышенных полярных надбавок. «Мы в холо де и в грязи копаемся, а они, пижоны, в море идут и повышенные зарпла ты получают». Такие конфликты возникали постоянно, и нам, береговым службам, их приходилось улаживать. Когда пришла «Арктика», то укомплектовали экипаж кадрами с атомо хода «Ленин» и со служб пароходства. А что такое забрать специалиста с «Ленина»? Они ведь готовились 5-7 лет. Хорошо, что я знал людей, зво нил многим домой в Ленинград, агитировал. Набрали экипаж. Они год отработали и 1 мая 1975 года вернулись из рейса. Я пришел на ледокол проверить работу электромеханической службы, а моряки заперли меня в каюте и говорят: «Не выпустим, пока не составишь график отпусков». 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz