Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства же огромные лопасти и валы! И тем не менее осваивали, завод получал новое оборудование, огромные станки, и рабочие старались, выполняли необходимые задания. Не переоценить роль береговых предприятий в обеспечении ремонта и эксплуатации атомных ледоколов. Сначала для атомных ледоколов был установлен цикл работы - полго­ да трудится на трассе, полгода стоит в ремонте. Потом режим изменили. Зарядки хватало на два года, поэтому полтора года ледокол эксплуати­ ровался, а полгода стоял в ремонте и на перезарядке. Особенно остро стояла проблема докования атомоходов. Арктика мелководна. Атомные ледоколы имеют большую осадку. Транспортные груженые суда прихо­ дится проводить как можно ближе к берегу. Возникла новая проблема. Даже специалисты атомной службы не понимали, что происходит. Дейд­ вуды, просадка, ледокол тонет. Почему? Оказалось, дейдвуды прокачи­ ваются водой, а она с песком. На глубине 20-25 метров винты настолько мощно работают, что поднимают песочную взвесь и дейдвуды омываются водой с песком. Ледоколу после такой работы требовалось докование. Доков не хватало. Чтобы решить данную проблему, специалисты нашего пароходства начали применять фильтры-гидроциклоны. Они были при­ думаны, чтобы песок не попадал в дейдвуды. И таких проблем возникало множество. Ведь обслуживание такой техники специалистами Мурман­ ского пароходства осуществлялось впервые. Подобного опыта работы с атомными судами в мире не было. Поэтому без береговых служб эксплу­ атация ледоколов невозможна. Вначале специалистов мучили дейдвуды, потом начали ломаться лопасти. Большое количество аварий получали суда во время проводок «на усах». Были у нас лихие капитаны - такие как Кучиев, Соколов и другие. Вперед, и все! Ю.С. Кучиев выработал методику: разворачивает ледокол и кормой вперед идет, а во время работы на ЗФИ, где двухметровые льды, все льдины идут под винты сразу, и естественно, ломается лопасть. Заменить лопасть на плаву - очень тяжелая работа. На лопасти 9 гаек. Они огромные. Только ключ, которым отдают гайки, весит 300-400 кг. Гайки зацементированы. Цемент нужно удалить. Гайки отдать. Это просто гигантский труд, требующий высокого мастерства спе­ циалистов. Помню, однажды из рейса вернулась «Сибирь». Они воткнулись в льдину, промяли правую скулу, получили огромную пробоину, чуть не утонули. Хорошо, что у ледокола двойные борта. Атомные ледоколы всег­ да работают на грани фола. «Сибирь» тогда ударилась о льдину, только седьмая часть которой возвышалась над поверхностью льда. Пришлось делать серьезный внеплановый ремонт. Аварийные ремонты всегда тре­ бовали колоссальной перестройки работы всего ремонтного процесса на заводе и на базе. Запланировать такие работы нереально, поэтому всегда возникали проблемы внеплановой постановки судов в ремонт. 199

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz