Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова 10 литров спирта». Получаешь категоричный отказ. А ты тут же поясняй: 10 - вам, 10 - мне». Я так и сделал, и правда, выписали мне спирт. На атомных ледоколах огромное количество всяких радио- и элект­ ронных приборов, которые ранее ни на дизельных, ни на паровых судах не применялись. Моряков готовили к работе на атомоходах, а береговые специалисты с проблемами знакомились уже в ходе эксплуатации, посте­ пенно познавали проблемы ядерных судов, учились жить заботами фло­ та. Если бы нас не понимали береговые службы, мы бы этот флот просто загубили. А какие расходы несло пароходство! Идем к Тамаре Григорьевне Ма- карьиной - она была начальником финансово-валютного отдела паро­ ходства. Это, кажется, на сегодня единственный заслуженный экономист в нашей компании. Она вникала во все проблемы. «200 тысяч на запчасти? Вы что, с ума сошли? Куда вам столько? Вы же пароходство разорите!» - возмущалась она. Настойчиво ей доказывали, что без этих запчастей ледо­ кол не сможет работать. А запчасти эти приходилось собирать по заводам всего Советского Союза. Однажды на «Ленине» вышел из строя рулевой насос. Насосы эти изготовлялись только в Новороссийске. Я лично летал за насосом для «Ленина» в Новороссийск. Для его доставки специально был выделен самолет АН-24. Из Мурманска я летел в Москву обычным рейсом, потом на грузовом АН-24 летел в Анапу, затем в Новороссийск. Насос весил более 1,5 тонны. Привезли его из Новороссийска в Анапу на грузовике, а в Анапе травяное поле, грязь и никаких погрузчиков. Собрал я всю шпану в аэропорту, и мы волоком тащили этот насос к самолету. Та­ ким же образом затащили его в самолет и летели до Архангельска часов шесть. В Архангельске погрузили на дизель-электроход «Индигирка», ко­ торый отправлялся в Арктику и доставил насос на атомоход «Ленин». Вот так нам приходилось запчасти добывать и переправлять их на ледоколы, работавшие на трассах. А ремонты ледоколов? Это же огромный труд специалистов береговых подразделений! Нужно было согласовать все чертежи, все ремонтные ведомости с главным инженером, с заводом. Такие конфликты возникали на совещаниях! Не понимали даже многие специалисты, что такое атом­ ный ледокол. К примеру, на «Арктике» три валовых линии. Диаметр вала 750 мм. А винты... Каждая лопасть весит 7 тонн, а их четыре на каждом, да и винтов - три. А ну-ка сними эти лопасти! Вытащи-ка эти винты. Каждый винт весит 28 тонн. Это сложнейшая работа. Судоремонтный завод ее осваивал впервые. С «Лениным» с 1959 года они уже как-то освоились. Потом пришли ледоколы второго поколения. Чтобы вал этот проточить, в механическом цеху огромнейший станок стоял. На нем и протачивали. Такие же валы с обычных транспортов казались просто спичками. А здесь 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz