Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства судов. В июле 1976 года меня назначили заместителем капитана кара­ вана атомно-технологического обеспечения Мурманского пароходства. Тогда об атомном флоте в службах пароходства знали еще очень мало. А познавали так. Наша служба для ледокола «Ленин» заказывает в службе материально-технического снабжения 100 замков. В СМТС удивляются: «Ребята, зачем вам столько замков? У нас на транспортных судах и ле­ доколах никто ничего не закрывает». Приходилось доказывать, что на «Ленине» более тысячи всяческих помещений, в том числе различные лаборатории, всевозможные кладовки, в которых хранятся химические препараты и многое из того, что необходимо держать в закрытых хра­ нилищах. Поэтому замки - это необходимость для атомного ледокола. Или заказываем, например, 1000 пар тапочек. Все в обмороке: «Куда вам столько?». Объясняем: «Чтобы пройти в зону строгого режима, надо не­ однократно сменить обувь, надо переобуться и снять свою обувь, надеть тапочки, дойти до тамбура, заменить эти тапочки на чистые. В чистых та­ почках пройти дальше, в другом помещении надеть спецобувь и т. д. Да и сам я вначале многого не понимал. Приходилось выяснять, убеждаться в необходимости требуемого имущества, и только потом я шел в службу снабжения, рассказывал, доказывал, устраивал экскурсию снабженцам на ледокол. Заведовали складами в службе материально-технического снаб­ жения в основном женщины. Я приводил их на «Ленин», показывал, где замки висят, где и как используется тысяча пар тапочек, как необходимы для моряков тысяча заказываемых полотенец, объяснял, почему после работ в реакторе надо мыться обязательно, и не один раз. В начальный период одной из спорных и непонятных для береговых служб проблем был спирт. Спирт был притчей во языцех. «Там что, пья­ ницы, пропойцы работают? Нет! У нас по регламенту положено на элект­ рослужбу 65 литров спирта в месяц - и все!» - это мы выслушивали каж­ дый раз, когда приходили его выписывать. Даже начальник пароходства Владимир Адамович Игнатюк удивлялся: «Да вы что, с ума сошли? Да не выпить же столько, здоровья не хватит!». Приходилось и ему доказывать, что спирт идет на проточку, зачистку, дезактивацию... Кстати, спирт был самым дешевым из расходных материалов. Его государственная цена составляла всего 65 копеек за литр. Но лимит на него было не выбить. Не давали. Приходилось идти на всяческие ухищрения. Однажды - просто анекдот! Я тогда еще на «Дедовске» электромехаником плавал. Старшим механиком был Падун Василий Иосифович. Приходим в Ригу. Он говорит: «Виталий Иванович, сходи в Латвийское пароходство 10 литров спирта выпиши, а еще там - фрезы, развертки и еще кое-какие судовые детали». Говорю: «Что вы, Василий Иосифович, кто же нам в Риге спирт даст? Не да­ дут!». «А я тебя научу, - продолжает Падун.-Ты приди и скажи: «Мне нужно 197

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz