Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова станциях требовались продукты, топливо. Необходимо было и оборудо вание для проведения научных исследований. Эти погрузочно-разгру зочные рейсы обеспечивало Архангельское арктическое пароходство. Параллельно с этими перевозками развивались в Арктике и магистраль ные перевозки по Северному морскому пути. В те далекие годы главной базой этих перевозок стало Мурманское пароходство. Мурманскому пароходству в соответствии с приказом министра морского флота уже в 1955 году следовало обеспечить вывоз 18 тысяч тонн леса из Игарки и 7 тысяч тонн угля из Дудинки. В июле 1957 года по приказу министра морского флота Арктический научно-исследовательский институт напра вил в Карское море на ледорезе «Ф. Литке» Мурманского пароходства океанографическую экспедицию. Перед экспедицией были поставлены задачи по изучению течений Карского моря, испытанию и внедрению в практику океанографических работ новых приборов и методов исследо вания. Начальнику Мурманского морского пароходства ИД. Данилкину были поставлены следующие задачи: «а) предоставить в распоряжение Арктического института для прове дения экспедиционных работ ледорез «Ф. Литке»; б) выполнить работы по оборудованию на ледорезе «Ф.Литке» рабочих и жилых помещений для нужд экспедиции с отнесением расходов за счет Арктического института; в) запретить отвлекать ледорез «Ф. Литке» на выполнение сторонних заданий, не связанных с планом работы экспедиции; г) обеспечить в навигацию 1957 года бункеровку судов экспедиции - ледореза «Ф. Литке» и двух шхун - в порту о. Диксон. Заместитель министра морского флота А. Афанасьев» В 1964 году все, что осталось от Главного управления Северного мор ского пути, было передано в отдел морских операций при Главном управ лении мореплавания Министерства морского флота. Трудами нескольких поколений моряков, гидрографов, летчиков, ученых, полярников Север ный морской путь со временем превратился в гигантскую оживленную ледовую трассу, объединившую все речные и морские порты Сибири, Чукотки и Дальневосточного Приморья. Несомненно, развитие арктического судоходства в СССР связано с не обходимостью использования Северного морского пути и примыкающих к нему речных коммуникаций для обеспечения постоянного сообщения между Сибирью и остальным миром, а не с возможностью осуществления перевозок между Европой и Дальним Востоком. В тот период Северный морской путь представлял собой жизненно важную артерию, объеди няющую прибрежное и речное судоходство, обслуживающую довольно крупные города Сибири. До освоения Северного морского пути все не обходимое на север Западной Сибири доставлялось через Обскую губу 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz