Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова фовать вместе со льдом. Танкеры оказались прижатыми к припаю почти вплотную. Винты и рули были заклинены льдом. Морякам в этом месте пришлось испытать на себе такое явление, как «ледовая река». 6 октября, когда караван находился уже в тридцати милях от мыса Шмидта, в результате мощного сжатия теплоход «Нина Сагайдак» получил пробоину корпуса в районе машинного отделения. Через эту пробоину начала поступать вода. По приказанию штаба морских операций Восточ­ ного района Арктики весь экипаж судна был эвакуирован на борт ледо­ кола «Капитан Сорокин». Теплоход «Нина Сагайдак» Дальневосточного морского пароходства спасти не удалось. Положение полутора десятков судов, разбросанных на протяжении ста тридцати миль вдоль побережья от Якана до Косы Двух Пилотов, становилось все более угрожающим. В любой момент они могли оказаться в положении «Нины Сагайдак». Долгосрочный метеопрогноз не предсказывал смены направления ветра, а это означало реальную угрозу зимовки судов. Требовались срочные меры. Был создан штаб по руководству ледовыми операциями, который возглавил заместитель министра морского флота Б.А. Юницын. Из За­ падного района Арктики на помощь транспортам поспешили атомоход «Сибирь», ледоколы «Капитан Драницын», «Красин». Таким образом, на востоке оказались все самые мощные ледоколы Мурманского морского пароходства. Семнадцать суток шла напряженная работа по выводу флота из при­ брежной зоны на кромку. Особенно тяжело было у Косы Двух Пилотов. Здесь толщина льда достигала десяти метров. Без мурманских атомохо­ дов в таком льду судам пришлось бы зимовать. Но одной помощи ледо­ колов было недостаточно. Требовалось высокое мастерство капитанов. Им в достаточной степени владели капитан атомохода «Леонид Брежнев» Анатолий Ламехов и его учитель - капитан-наставник Юрий Кучиев. О караванном плавании в тех условиях не могло быть и речи. Тогда капи­ таны решили выводить суда по одному. Но на этом борьба со стихией не закончилась. Теперь суда с грузами из Певека предстояло вновь ввести в лед и пробиваться с ними на запад, хотя все они уже имели поврежде­ ния. Необычен был и приход судов в Певек в ноябре. Такого еще не было. Но ни сорокаградусный мороз, ни пронизывающий северный ветер не могли снизить темпов работы портовиков Певека. Понимая ситуацию, они ускорили обработку судов. Порой она была не ниже, чем летом. Уже 17 ноября от причала Певека отошел теплоход «Мончегорск» Мурманско­ го пароходства. Проводить его пришли сотни жителей порта. А 2 декабря 1983 года из Певека ушло последнее судно - танкер «Каменск-Ураль- ский», который сопровождали атомоходы «Леонид Брежнев» и «Сибирь», дизель-электрические ледоколы «Красин» и «Капитан Сорокин». Судам- победителям предстоял долгий и тяжелый путь домой. Правительство 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz