Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства связанные с уничтожением южнокорейского «Боинга». Ламехову запре­ тили поднимать в воздух вертолеты для ведения ледовой разведки, что значительно затрудняло проведение операции. А когда операция была успешно завершена, то начальник Администрации Северного морского пути Кирилл Чубаков сказал: «Главное в успехе не только сила атомохода, но и смелость капитана Ламехова». Капитану в сложившейся экстремаль­ ной ситуации была необходима смелость и уверенность в своих дейс­ твиях, чтобы в условиях неожиданно меняющейся ледовой обстановки в считанные минуты принимать решения, нередко вопреки рекоменда­ циям штаба морских операций. Эта смелость оборачивалась огромной ответственностью. «Зигзагами ходите. Время теряете», - сердились на капитана в штабе. «Идем по трещинам. Напрямую пока не получается», - спокойно и уверенно отвечал капитан. И тем не менее с задачей экипаж «Леонида Брежнева» справился. В средствах массовой информации те события называли не иначе как битвой во льдах. 5 октября, когда караван под проводкой атомохода был у мыса Якан, ветер поменял направление, скорость движения каравана резко снизи­ лась. Суда начали застревать. 6 октября во время околки судов на ато­ моходе «Леонид Брежнев» сломалась лопасть левого гребного винта, и ледокол вынужден был уйти в Певек для его замены. Положение каравана стало опасным. Громадные торошенные поля со всех сторон окружали суда и давили их все сильнее. На теплоходе «Коля Мяготин» уже появи­ лись пробоины в нескольких междудонных танках. Ледокол «Адмирал Макаров» делал отчаянные попытки вывести его из стыка полей. От этой работы со столов летела посуда, трескались на подволоках плафоны, лопались трубопроводы. Шесть суток ледоколы «Ермак» и «Капитан Хлебников» делали все возможное для спасения судна. Надежд на вывод израненного судна из тяжелого льда было не много. И только атомоход «Леонид Брежнев» и ледокол «Капитан Хлебников» с огромным трудом вывели теплоход из опасной ситуации и отбуксировали в порт Провиде­ ния. Дальневосточники были восхищены ювелирной работой моряков атомохода «Леонид Брежнев» Мурманского морского пароходства. Особенно туго пришлось каравану под проводкой ледоколов «Капи­ тан Сорокин» и «Ленинград», пробивавшемуся с востока на запад к Пе- веку. В этом караване шел теплоход «Нина Сагайдак», имевший на борту продовольствие для полярных станций. К концу сентября судно достави­ ло грузы четырем станциям и тридцати судам. Предстояло снабдить всем необходимым семь пунктов к западу от Певека. 5 октября судно вместе с танкерами «Уренгой» и «Каменск-Уральский» под проводкой ледокола «Капитан Сорокин» подошло к Косе Двух Пилотов. Очередное сжатие вы­ нудило всех остановиться. Транспортные суда и ледоколы начали дрей­ 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz