Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова тью, через несколько дней ветер поменял направление, и лед отошел от берега. Ледокол «Ермак» начал выводить суда из Певека к мысу Шалаг- скому. Улучшились условия и у мыса Шалаурова Изба, поэтому проводку находившегося там каравана обеспечил ледокол «Владивосток», а «Ле­ нин» полным ходом последовал на соединение с ледоколом «Ермак». Но зажатым оказался даже атомоход «Ленин». Сложилась ситуация, при которой в северные города и поселки, а так­ же на полярные станции не представлялось возможности доставить топ­ ливо и все необходимое для жителей региона. Моряки-дальневосточники считали, что бороться с такими льдами бессмысленно и надо решиться на зимовку. Тогда Министерство морского флота обратилось к Мурманскому пароходству с просьбой направить на восток самые мощные ледоколы и спасти положение, сложившееся с ледоколами и транспортными судами в районе Айонского массива. Срочно на спасение дальневосточников был выведен из ремонта и направлен на восток атомоход «Леонид Брежнев» Мурманского пароходства, т. е. «Арктика», получивший новое имя после смерти Л.И. Брежнева. Экипаж «Леонида Брежнева» был укомплекто­ ван грамотным, очень опытным, высокопрофессиональным экипажем. На мостике - капитан Анатолий Алексеевич Ламехов. Гидролог - Николай Григорьевич Бабич. Капитан-наставник - Юрий Сергеевич Кучиев. Приход мурманских ледоколов дальневосточники приняли скептически. Ряды пессимистов тогда пополнили даже бывалые полярники, считая, что ни к одному судну не удастся пробиться. Ознакомившись с ситуацией на месте и услышав от опытных дальневосточных капитанов предложения оставить суда на зимовку, хотя это грозило им гибелью, капитан Ламехов предложил собрать в единый кулак ледоколы «Арктика», «Адмирал Ма­ каров» и «Ермак» и сообща высвобождать суда из ледового плена. «Про­ бьемся, - уверенно заявил по радиосвязи капитан атомохода «Леонид Брежнев». А для маловеров добавил: «И хватит меня кусать, а то я тоже начну кусаться!». Ведь предстояло не только спасти теплоходы и экипажи, но и доставить грузы по назначению, особенно топливо. Уверенность капитана основывалась не только на мощи ледокола, но и на большом опыте, высоком умении работать в арктических льдах. Первыми атомоход начал освобождать ледоколы. Только на обкалыва­ ние ледокола «Ленинград» ушло полторы вахты, и подобное повторялось с каждым ледоколом и транспортом. Грузы с небольших транспортных судов перегружали на большие, и их вели в Певек. Когда провели танкер «Игрим», министр морского флота Ти­ мофей Борисович Гуженко на заседании Совета Министров СССР зачитал телеграмму Ламехова, в зале раздались аплодисменты. Было опасение, что если северяне останутся без топлива, то население городов и посел­ ков придется эвакуировать. Ситуацию еще более осложнили события, 190

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz