Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова тью, через несколько дней ветер поменял направление, и лед отошел от берега. Ледокол «Ермак» начал выводить суда из Певека к мысу Шалаг- скому. Улучшились условия и у мыса Шалаурова Изба, поэтому проводку находившегося там каравана обеспечил ледокол «Владивосток», а «Ле нин» полным ходом последовал на соединение с ледоколом «Ермак». Но зажатым оказался даже атомоход «Ленин». Сложилась ситуация, при которой в северные города и поселки, а так же на полярные станции не представлялось возможности доставить топ ливо и все необходимое для жителей региона. Моряки-дальневосточники считали, что бороться с такими льдами бессмысленно и надо решиться на зимовку. Тогда Министерство морского флота обратилось к Мурманскому пароходству с просьбой направить на восток самые мощные ледоколы и спасти положение, сложившееся с ледоколами и транспортными судами в районе Айонского массива. Срочно на спасение дальневосточников был выведен из ремонта и направлен на восток атомоход «Леонид Брежнев» Мурманского пароходства, т. е. «Арктика», получивший новое имя после смерти Л.И. Брежнева. Экипаж «Леонида Брежнева» был укомплекто ван грамотным, очень опытным, высокопрофессиональным экипажем. На мостике - капитан Анатолий Алексеевич Ламехов. Гидролог - Николай Григорьевич Бабич. Капитан-наставник - Юрий Сергеевич Кучиев. Приход мурманских ледоколов дальневосточники приняли скептически. Ряды пессимистов тогда пополнили даже бывалые полярники, считая, что ни к одному судну не удастся пробиться. Ознакомившись с ситуацией на месте и услышав от опытных дальневосточных капитанов предложения оставить суда на зимовку, хотя это грозило им гибелью, капитан Ламехов предложил собрать в единый кулак ледоколы «Арктика», «Адмирал Ма каров» и «Ермак» и сообща высвобождать суда из ледового плена. «Про бьемся, - уверенно заявил по радиосвязи капитан атомохода «Леонид Брежнев». А для маловеров добавил: «И хватит меня кусать, а то я тоже начну кусаться!». Ведь предстояло не только спасти теплоходы и экипажи, но и доставить грузы по назначению, особенно топливо. Уверенность капитана основывалась не только на мощи ледокола, но и на большом опыте, высоком умении работать в арктических льдах. Первыми атомоход начал освобождать ледоколы. Только на обкалыва ние ледокола «Ленинград» ушло полторы вахты, и подобное повторялось с каждым ледоколом и транспортом. Грузы с небольших транспортных судов перегружали на большие, и их вели в Певек. Когда провели танкер «Игрим», министр морского флота Ти мофей Борисович Гуженко на заседании Совета Министров СССР зачитал телеграмму Ламехова, в зале раздались аплодисменты. Было опасение, что если северяне останутся без топлива, то население городов и посел ков придется эвакуировать. Ситуацию еще более осложнили события, 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz