Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства еще ни одно судно не заходило в устье реки Колымы. Все пункты северной Чукотки оказались блокированными тяжелыми льдами. 30 августа на участке от Айона до Шмидта начался обвал массива - основного поля арктического льда. Узкая полоска чистой воды между берегом и массивом могла быстро заполниться льдом, и тогда попали бы в тяжелую ситуацию более десятка дальневосточных судов, находящихся под выгрузкой у мыса Биллингса. Их судьбу решали часы, но моряки успе­ ли все суда поставить в укрытия. 8 сентября в штабе морских операций Восточного сектора Арктики был получен восьмисуточный прогноз, в котором сообщалось, что в течение этих дней вероятность возникновения благоприятных условий для плавания вблизи берега равна нулю. Обвалы ледового массива стано­ вились все чаще. Возможность воспользоваться прибрежным проходом появлялась все реже. Для большого количества судов реальностью стала угроза зимовки. В 1983 году на две недели раньше обычных сроков началось льдооб­ разование вдоль берегов Чукотки. Здесь сгруппировался ранний бере­ говой припай. На участке Певек-Ванкарем около сорока транспортных судов попали в ледовую ловушку. Путь караванам около острова Айон преградила сорокамильная перемычка из тяжелых паковых льдов. Для спасения судов из порта Певек на Восток вышли атомоход «Ле­ нин» Мурманского пароходства, дизельные ледоколы «Ермак», «Капитан Хлебников», «Ленинград» Дальневосточного пароходства. У них под проводкой были дизель-электроход «Пенжина», теплоходы «Нижнеянск» и «Пионер Киргизии». Небольшой состав каравана давал основания рас­ считывать на успешное плавание. Но уже на вторые сутки караван попал в ледовые тиски. Усилий четырех ледоколов оказалось недостаточно. Семь суток паковые льды держали в плену весь караван. Все это время шла борьба за сохранение судов. Ледоколы были беспомощны и вместе с транспортными судами дрейфовали на восток со скоростью 15-20 миль в сутки, пока их не вынесло на разрежение к югу от острова Врангеля. С 20 по 27 сентября в ледовую ловушку попал караван под проводкой ледоколов «Адмирал Макаров» Дальневосточного и «Капитан Сорокин» Мурманского пароходства с танкерами «Бам», «Надым» и дизель-электро- ходом «Художник Врубель». В течение сентября было всего шесть суток с ветрами благоприятных направлений. В эти дни было проведено более двадцати судов, с мыса Шмидта уведено на восток 13 судов, которым гро­ зила зимовка. 28 сентября наблюдался последний отход ветра на юго-восток. Тогда из Певека под проводкой атомохода «Ленин» и ледокола «Владивосток» вышли груженные экспортным лесом несколько дальневосточных судов. У мыса Шалаурова Изба караван был остановлен напором льдов. К счас­ 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz