Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства еще ни одно судно не заходило в устье реки Колымы. Все пункты северной Чукотки оказались блокированными тяжелыми льдами. 30 августа на участке от Айона до Шмидта начался обвал массива - основного поля арктического льда. Узкая полоска чистой воды между берегом и массивом могла быстро заполниться льдом, и тогда попали бы в тяжелую ситуацию более десятка дальневосточных судов, находящихся под выгрузкой у мыса Биллингса. Их судьбу решали часы, но моряки успе ли все суда поставить в укрытия. 8 сентября в штабе морских операций Восточного сектора Арктики был получен восьмисуточный прогноз, в котором сообщалось, что в течение этих дней вероятность возникновения благоприятных условий для плавания вблизи берега равна нулю. Обвалы ледового массива стано вились все чаще. Возможность воспользоваться прибрежным проходом появлялась все реже. Для большого количества судов реальностью стала угроза зимовки. В 1983 году на две недели раньше обычных сроков началось льдооб разование вдоль берегов Чукотки. Здесь сгруппировался ранний бере говой припай. На участке Певек-Ванкарем около сорока транспортных судов попали в ледовую ловушку. Путь караванам около острова Айон преградила сорокамильная перемычка из тяжелых паковых льдов. Для спасения судов из порта Певек на Восток вышли атомоход «Ле нин» Мурманского пароходства, дизельные ледоколы «Ермак», «Капитан Хлебников», «Ленинград» Дальневосточного пароходства. У них под проводкой были дизель-электроход «Пенжина», теплоходы «Нижнеянск» и «Пионер Киргизии». Небольшой состав каравана давал основания рас считывать на успешное плавание. Но уже на вторые сутки караван попал в ледовые тиски. Усилий четырех ледоколов оказалось недостаточно. Семь суток паковые льды держали в плену весь караван. Все это время шла борьба за сохранение судов. Ледоколы были беспомощны и вместе с транспортными судами дрейфовали на восток со скоростью 15-20 миль в сутки, пока их не вынесло на разрежение к югу от острова Врангеля. С 20 по 27 сентября в ледовую ловушку попал караван под проводкой ледоколов «Адмирал Макаров» Дальневосточного и «Капитан Сорокин» Мурманского пароходства с танкерами «Бам», «Надым» и дизель-электро- ходом «Художник Врубель». В течение сентября было всего шесть суток с ветрами благоприятных направлений. В эти дни было проведено более двадцати судов, с мыса Шмидта уведено на восток 13 судов, которым гро зила зимовка. 28 сентября наблюдался последний отход ветра на юго-восток. Тогда из Певека под проводкой атомохода «Ленин» и ледокола «Владивосток» вышли груженные экспортным лесом несколько дальневосточных судов. У мыса Шалаурова Изба караван был остановлен напором льдов. К счас 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz