Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова Битва во льдах По мнению специалистов, навигация 1983 года на востоке Арктики для моряков Мурманского морского пароходства была самой тяжелой за все годы работы на трассах Северного морского пути. Она вошла в историю обилием непредвиденных ситуаций, требовавших от моряков нестандар­ тных решений. Началась навигация в обычные сроки. Лето 1983 года на востоке оказалось аномально теплым, и вдоль северного побережья об­ разовалась широкая полоса чистой воды, куда и устремились, выполняя задачи северного завоза, шесть караванов транспортных судов Дальне­ восточного морского пароходства. Но подули северные ветры, началась подвижка льда, и «мышеловка» захлопнулась. В ледовом плену оказались около тридцати судов. 20 июня в районе мыса Сердце-Камень собрался первый караван, состоящий из теплоходов «Нижнеянск», «Пионер России», «Пионер Кирги­ зии», дизель-электроходов «Капитан Кондратьев» и «Василий Федосеев» под проводкой ледоколов «Адмирал Макаров», «Капитан Хлебников» и «Владивосток» Дальневосточного пароходства. Авиаразведка показала, что тяжелые паковые льды примыкают к берегу. Ледовая обстановка оце­ нивалась как крайне неблагоприятная. Тем не менее караван был готов к началу движения. Вскоре ветер поменял направление на юго-восточное, в районе каравана образовалась узкая трещина, и он успешно двинулся по ней. Всего несколько часов потребовалось ледоколам, чтобы взломать барьер, преградивший вход в бухту Восточная. Ледокол «Владивосток» поспешил за очередным караваном, а «Адми­ рал Макаров» с судами последовал в Певек. Но теперь условия проводки стали совсем иными. «Адмирал Макаров» встретился со льдом такой прочности, что безопасное движение в нем оказалась невозможным. Началась работа набегами. На освобождение от заклинивания уходило по нескольку часов. Тогда капитан дальневосточного ледокола Вадим Абоносимов решил испробовать ранее не применявшийся им метод ра­ боты. Таран ледокола и транспортного судна, состоявший в следующем. Ледокол уперся своим форштевнем в кормовой вырез «Нижнеянска», и оба судна дали полный ход вперед. Случай исключительный и мог закон­ читься непредсказуемо. Но расчет и высокий профессионализм капитана превзошли ожидания. Так и пришли на рейд порта Певек, к немалому удивлению встречавших их жителей поселка. Близился конец июля, но 188

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz