Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства Надо отметить, что в то время успешно руководил работой Главка Иван Дмитриевич Папанин - советский исследователь Арктики, доктор гео­ графических наук (1938), контр-адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (1937,1940). Время шло, в стране многое изменялось. В 1953 году произошли большие изменения в структуре Главсевморпути. Увлечение «всем» стало сказываться, и начался процесс разукрупнения данного государствен­ ного управления и освобождения от не свойственных ему функций. Это многоплановое объединение было включено в состав Министерства морского и речного флота. В следующем, 1954 году единое Министерство разделилось на два: морского и речного флотов. Управление Главсевмор­ пути вошло в состав Министерства морского флота в довольно усеченном виде. С той поры ГУСМП начало быстро терять свои позиции. Многие его функции были переданы в другие министерства. А в конце пятидесятых годов Министерство морского флота своим приказом перевело все структуры Главсевморпути в статус контрольно-наблюдательного орга­ на - Администрации Северного морского пути. В связи со слиянием ми­ нистерств морского и речного флота были объединены и ряд пароходств. Так, в соответствии с приказом № 169 Минморречфлота СССР Мурманское государственное морское пароходство, Мурманская морская контора Главсевморпути и Архангельское арктическое пароходство были объ­ единены и создано Мурманское государственное морское арктическое пароходство (МГМАП). Организация МГМАП совпала с началом пополнения флота судами новых типов, активно проводилась модернизация флота. Все ледоколы созданного арктического пароходства, кроме «Ермака», были переведе­ ны на жидкое топливо. На голландской фирме «Де Схельде» для работы пароходства в Арктике были построены новые дизель-электрические суда типа «Лена» усиленного ледового класса с мощными силовыми ус­ тановками, грузоподъемностью более 5 тысяч тонн, со скоростью хода 15 узлов, с удобными жилыми помещениями для моряков. Это открывало новые перспективы для ускорения доставки грузов по всему Северному морскому пути. В начале 1954 года в Мурманск пришел дизельный ле­ докол «Капитан Белоусов», затем «Капитан Воронин» (1955) и «Капитан Мелехов» (1956), построенные в Финляндии фирмой «Вяртсиля» по заказу нашей страны, что позволило обеспечить безаварийную проводку судов в порты Арктики. Быстрыми темпами обновлялся и транспортный флот пароходства. В 1956 году кораблестроители Николаева завершили строи­ тельство первых дизель-электроходов типа «Днепрогэс», строились суда для пароходства в Польше и Венгрии. В 60-е годы только в Западном районе Арктики работали 57 полярных станций. Их нужно было обеспечить всем необходимым. Полярникам на 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz