Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова Но какой бы богатырской ни была техника, она - ничто, если бы не эти сильные духом, самоотверженные, преданные мечте люди. Достижение Северного полюса в надводном плавании стало еще одним экзаменом системы подготовки кадров мореплавателей в Мурманском пароходстве. В ходе этой экспедиции испытывались моральные качества моряков, их способность заставить атом трудиться на благо экономики страны. Этот экзамен моряки Мурманского пароходства выдержали на «отлично». 14 сентября 1977 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за за­ слуги в подготовке и осуществлении научно-экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленную при этом отвагу и мужество все участники рейса и 150 специалистов, гото­ вивших и обеспечивавших рейс, были награждены правительственными наградами. Трое моряков пароходства - капитан Юрий Сергеевич Кучиев, главный инженер-механик Олег Георгиевич Пашнин и мастер паропро­ изводящей установки Фидус Фаизович Асхадуллин - стали Героями Со­ циалистического Труда. Пять работников пароходства были награждены орденом Ленина. Вот их имена: Гамбургер Александр Георгиевич - инже­ нер атомного ледокола «Арктика», Голохвастов Василий Александрович - капитан-дублер атомного ледокола «Арктика», Данилов Леонид Григорь­ евич - главный инженер ММП по атомным установкам, Домахин Игорь Алексеевич - старший иженер-электромеханик атомного ледокола «Арк­ тика», Закалинский Анатолий Михайлович - старший механик теплохода «Лепсе». Красавец ледокол наградили орденом Октябрьской Революции. С момента того самого первого прихода атомного ледокола «Арктика» к вершине планеты прошло уже несколько десятилетий. К этой цели чело­ вечество шло столетиями, а успеха достигли российские судостроители и моряки Мурманского морского пароходства на атомном ледоколе «Арк­ тика» под командованием Юрия Сергеевича Кучиева - человека-легенды. На «Арктике» уже подняли трап, когда на ледоколе прозвучала команда капитана: «Убрать арбузные корки с полюса!». В этом приказе - сам Юрий Кучиев. Он любил Арктику за ее чистоту и самобытность, поэтому не мог он позволить морякам оставить на льду следы пребывания человека. По­ люс, хоть и не храм, но он многие столетия манил к себе романтиков, лю­ дей порывистых, возвышенных, благородных в отношении к побежден­ ному. А побежденным в этом рейсе оказался арктический полюс Земли. Уходил Кучиев с полюса уверенным в том, что спустя годы вернется к нему навсегда. В 1999 году после смерти жены Нинель Константиновны Юрий Сергеевич составил завещание, в котором просил друзей и сорат­ ников по атомному ледокольному флоту выполнить его последнюю волю после ухода из жизни - предать водам Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса свой прах и прах его жены. «Вы хорошо знаете, что всегда был и до конца остаюсь романтиком и нисколько об этом не жа­ 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz