Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства «В Кольский залив мы вошли вечером 22 августа и где-то в районе Мишуково встали на якорь. Тут же к борту подошел катер, на котором прибыло высокое московское и мурманское начальство. Весь экипаж собрался в кают-компании, где состоялось первое чествование участни­ ков рейса к Северному полюсу. Каждый моряк получил из рук министра конверт с месячным окладом и какую-либо ведомственную награду. Рано утром малым ходом двинулись в Мурманск. Ледокол был празднично ук­ рашен флагами расцвечивания, а каждое встречное или стоящее на рей­ де судно приветствовало нас гудками своих тифонов. «Арктика» встала на якорь в самом центре города, напротив морского вокзала. Встреча была незабываемой: военный оркестр, море цветов и тысячи улыбающихся счастливых людей. Сразу после окончания торжественного митинга мы отправились на прием в ресторан «Полярные зори», - вспоминал А.Ф. Фи- ноженков. Итоги рейса атомохода «Арктика» к Северному полюсу 25 августа были заслушаны на заседании Политбюро ЦК КПСС. Доклад Т.Б. Гужен- ко получил одобрение. Политбюро своим постановлением поручило Министерству морского флота СССР и Академии наук СССР обобщить результаты экспедиции на Северный полюс и внести предложения по развитию производительных сил районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. На заседании коллегии ММФ, состоявшемся 30 августа, в докла­ де Гуженко, в частности, было отмечено: «Коротко скажу о самом рейсе атомохода. Он был подготовлен многими организациями, и главными организаторами выступили в данном случае Администрация Северного морского пути, Мурманское морское пароходство и ряд других организа­ ций... в результате самоотверженной работы которых, стало возможным достичь Северного полюса в активном плавании на надводном корабле». «Успешный рейс «Арктики» позволил продлить навигацию (более раннее ее открытие и более позднее окончание), а в районах с макси­ мальным грузопотоком (порты Дудинка, Игарка, Анадырь) стала возмож­ ной круглогодичная навигация. Строго по плану и в назначенные сроки осуществлялся завоз всего необходимого для жизнедеятельности таких валютообразующих комплексов, как Норильский комбинат цветной ме­ таллургии, Енисейский лесопромышленный комплекс, золото- и алмазо­ добывающие предприятия Чукотки и Якутии. В конце 70-х годов наряду с традиционными грузопотоками по Северному морскому пути стали ши­ роко осуществляться уникальные перевозки оборудования и материалов для строек Сибири, - так оценил итоги первого похода к полюсу министр морского флота Т.Б. Гуженко». («Арктика» на вершине планеты». Морской флот № 5, 2002 г.). Весь мир убедился в надежности судовой ядерной установки и в ее преимуществах над силовыми судовыми установками, работающими на жидком топливе. 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz