Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова диция займет примерно 29 суток. Достичь цели предполагалось 25 авгус­ та. После окончания рейса руководитель экспедиции министр морского флота Т.Б. Гуженко выражал неудовлетворение ошибками прогнозов, которые тогда сделали ученые. «Надо сказать, что обеспечение рейса было замечательным: по мар­ шруту движения нас сопровождали самолеты ледовой разведки. Штаб морских операций, находившийся на Диксоне, по фототелеграфу и радио постоянно передавал нам прогнозы погоды, а также ледовые и синопти­ ческие карты. На борту ледокола базировались два вертолета», - вспоми­ нал А.Ф. Финоженков. И вот 11 августа около часа дня с левого и правого борта судна раз­ дался резкий скрежет. На него болезненно отреагировали те, кто впервые вышел в Арктику. Бросившись к иллюминаторам, они поняли, что ледокол вошел в лед. 14 августа начались ледовые поля, которым не было конца и края. «Арктика» вскоре стала похожа на врубовую машину, пробивающую скалу. Только это была скала лежащая. Лед 10 баллов, торосы. Впервые за время рейса силовые установки были выведены на стопроцентную мощ­ ность. Атомоход упорно следовал к цели. На подходе к полюсу случилось непредвиденное - произошло возгорание на одной из электростанций атомохода. Ситуация оказалась серьезной. «Эта авария - как раз по нашей электромеханической части - грозила окончанием рейса. Но все было ис­ правлено. И даже высокое начальство, находящееся на ледоколе, о ЧП не узнало», - позже вспоминал старший электромеханик Игорь Алексеевич Домахин. И чем цель становилась ближе, тем громче были удары, сильнее виб­ рация. На время приема пищи, чтобы не прыгали кастрюли и не слетали тарелки, намочили скатерти, замедлили ход. 16 августа ледокол вошел в такое мощное поле, что начали считать каждый метр пути. На 10 миль потратили 4 часа. В ночь на 17 августа никто не сомкнул глаз, боясь про­ спать торжественный момент. «3 часа 30 минут утра, до цели всего около 20 кабельтовых. С вертолета ледовой разведки гидролог Валерий Лосев передал информацию об обстановке в районе полюса: паковый лед тол­ щиной 2,5-3,5 метра, на стыках полей свежее торошение, туман. Никогда до этой ночи на мостике «Арктики» не было одновременно столько на­ рода - несколько десятков человек прилипли к иллюминаторам в на­ пряженном ожидании. Юрий Сергеевич пошутил: «Самых нетерпеливых можем пустить пешком», а затем сказал: «Я гарантирую точность выхода в точку полюса - два-три корпуса ледокола». И вот, наконец, самые долго­ жданные слова капитана: «Широта 90 градусов. С приходом! Что, моряки? Поздравляю!» (Из воспоминаний А.Ф. Финоженкова.) И вот по судовой трансляции прозвучал звенящий от восторга голос Павла Ню, четвертого помощника капитана: «Наш ледокол в четыре ноль- 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz