Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова диция займет примерно 29 суток. Достичь цели предполагалось 25 авгус та. После окончания рейса руководитель экспедиции министр морского флота Т.Б. Гуженко выражал неудовлетворение ошибками прогнозов, которые тогда сделали ученые. «Надо сказать, что обеспечение рейса было замечательным: по мар шруту движения нас сопровождали самолеты ледовой разведки. Штаб морских операций, находившийся на Диксоне, по фототелеграфу и радио постоянно передавал нам прогнозы погоды, а также ледовые и синопти ческие карты. На борту ледокола базировались два вертолета», - вспоми нал А.Ф. Финоженков. И вот 11 августа около часа дня с левого и правого борта судна раз дался резкий скрежет. На него болезненно отреагировали те, кто впервые вышел в Арктику. Бросившись к иллюминаторам, они поняли, что ледокол вошел в лед. 14 августа начались ледовые поля, которым не было конца и края. «Арктика» вскоре стала похожа на врубовую машину, пробивающую скалу. Только это была скала лежащая. Лед 10 баллов, торосы. Впервые за время рейса силовые установки были выведены на стопроцентную мощ ность. Атомоход упорно следовал к цели. На подходе к полюсу случилось непредвиденное - произошло возгорание на одной из электростанций атомохода. Ситуация оказалась серьезной. «Эта авария - как раз по нашей электромеханической части - грозила окончанием рейса. Но все было ис правлено. И даже высокое начальство, находящееся на ледоколе, о ЧП не узнало», - позже вспоминал старший электромеханик Игорь Алексеевич Домахин. И чем цель становилась ближе, тем громче были удары, сильнее виб рация. На время приема пищи, чтобы не прыгали кастрюли и не слетали тарелки, намочили скатерти, замедлили ход. 16 августа ледокол вошел в такое мощное поле, что начали считать каждый метр пути. На 10 миль потратили 4 часа. В ночь на 17 августа никто не сомкнул глаз, боясь про спать торжественный момент. «3 часа 30 минут утра, до цели всего около 20 кабельтовых. С вертолета ледовой разведки гидролог Валерий Лосев передал информацию об обстановке в районе полюса: паковый лед тол щиной 2,5-3,5 метра, на стыках полей свежее торошение, туман. Никогда до этой ночи на мостике «Арктики» не было одновременно столько на рода - несколько десятков человек прилипли к иллюминаторам в на пряженном ожидании. Юрий Сергеевич пошутил: «Самых нетерпеливых можем пустить пешком», а затем сказал: «Я гарантирую точность выхода в точку полюса - два-три корпуса ледокола». И вот, наконец, самые долго жданные слова капитана: «Широта 90 градусов. С приходом! Что, моряки? Поздравляю!» (Из воспоминаний А.Ф. Финоженкова.) И вот по судовой трансляции прозвучал звенящий от восторга голос Павла Ню, четвертого помощника капитана: «Наш ледокол в четыре ноль- 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz