Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства скептически. А экипаж еще во время ходовых испытаний атомохода мог уверенно сказать: да, ледокол может многое сделать! И когда в 1976 году капитан Юрий Кучиев собрал команду и спросил: «Готовы ли мы пойти на полюс?», экипаж ответил: «Да!» - вспоминал старший электромеханик Игорь Домахин. «Полной уверенности в успешном выполнении задания не было, - продолжал участник этого похода, инженер-навигатор Алек­ сандр Финоженков. - Мы боялись повредить винторулевой комплекс, поэтому взяли с собой оборудование и материалы, необходимые для строительства ледового аэродрома. На борт погрузили бульдозер, воло­ кушу, взрывчатку, песок, цемент, бревна и доски, а также большой запас продовольствия». Кто они, те, кому представилась возможность участвовать в данной ис­ торической экспедиции? Свидетели тех событий вспоминают, что экипаж комплектовался из лучших моряков Мурманского морского пароходства. За основу принимались не только деловые качества специалистов, но и рассматривалась способность их вести себя адекватно в критических си­ туациях. Возглавил экспедицию министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко. Не за звездой Героя Социалистического Труда пошел он в этот рейс, а для того, чтобы взять на себя ответственность за непред­ сказуемый исход рейса. О капитане атомохода «Арктика» Юрии Сергеевиче Кучиеве уже тогда было написано много. Опытнейший полярный капитан, поход к полюсу был его заветной мечтой. К ее свершению он шел через десятилетия арк­ тических плаваний, накапливая опыт, силу, уверенность. Старшим помощником в рейсе работал Анатолий Алексеевич Ламе- хов. «Когда он только спит?» - удивлялись пассажиры ледокола. Заботли­ вый, хозяйственный, он отвечал за снабжение экспедиции, беспокоился о том, чтобы люди были тепло одеты и обеспечены всем необходимым в случае вынужденной высадки на лед, отвечал он и за продовольствие, и за чистоту помещений. Гидрологом на атомоходе работал Валерий Михайлович Лосев - чело­ век, беззаветно влюбленный в Арктику, один из лучших специалистов в сфере ведения ледовой авиаразведки, лауреат Государственной премии. Лосев погиб в Арктике в авиакатастрофе в 1999 году. А между тем жизнь на судне шла своим чередом. Экипаж в количестве 171 человека четко нес вахту, а 36 «временно прикомандированных», среди которых были ученые и корреспонденты основных центральных газет, любовались морем и с нетерпением ждали льдов. Все 207 человек готовились к нелегкой работе. Атомоход, обогнув мыс Желания, вышел в Карское море и взял курс на пролив Вилькицкого. На вопрос о продолжительности рейса Илья Павлович Романов, ученый из института Арктики и Антарктики, и Валерий Михайлович Лосев, гидролог атомохода, осторожно отвечали, что экспе­ 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz