Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова сделать для извлечения деформированных насосов. После обсуждения их предложений было принято решение приспособить для выполнения этой операции портативные гидравлические домкраты из поступившего на судно комплекса перегрузочного оборудования. Их габариты и мощ­ ность для этого подходили. Леонид Григорьевич Данилов - главный инженер Мурманского паро­ ходства по атомным установкам нашу инициативу поддержал, и разреше­ ние на выполнение данных работ было получено. И вот постепенно, мил­ лиметр за миллиметром, насос стал выходить из гнезда. Одновременно с домкратами мы использовали и 16-тонный кран. Так извлекли первый, а затем и второй ЦНПК. Не покидал реакторного отсека начальник службы атомных паропроизводящих установок пароходства Михаил Яковлевич Семин. Ликвидация данной аварии не была бы проведена так успешно без его участия в координации действий, предложений, различных вариан­ тов решения проблемы учеными, конструкторами, рабочими, моряками. Это он переосмысливал все предложения и координировал действия ис­ полнителей. Руководил подготовкой и нес ответственность за подготовку к этому рейсу главный инженер по атомным установкам Мурманского па­ роходства Л.Г. Данилов. Две недели он дневал и ночевал на работе, и даже его жена не знала, что с ним, и беспокоилась: где он и здоров ли. Позже за успешную подготовку и выполнение исторического рейса Леонид Гри­ горьевич был награжден орденом Ленина. Работа экипажа плавучей тех­ нологической базы «Лепсе» по подготовке атомохода «Арктика» к выходу в тот исторический рейс также была высоко оценена правительством СССР. Двенадцать моряков получили высокие правительственные награ­ ды, в том числе орден Ленина был вручен старшему механику плавучей технологической базы «Лепсе» Анатолию Михайловичу Закалинскому и орден Трудового Красного Знамени - руководителю группы перезарядки Станиславу Ивановичу Дождикову. День отхода, 9 августа, в Мурманске выдался солнечным, теплым. Уже перед самым отходом с рейдового катера на борт поднялись руково­ дитель экспедиции министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко и начальник Администрации Севморпути Кирилл Николаевич Чубаков. Ровно в 20 часов капитан атомного ледокола «Арктика» Юрий Кучиев скомандовал: «Боцману - на бак! С якоря сниматься. Полный ход!». И «Арктика», сделав три прощальных гудка, заспешила в неизведанное. Ветераны вспоминали, что сразу же после выхода из Мурманска одно­ му из моряков позвонили знакомые из Одессы, поздравили с выходом ледокола к полюсу и пожелали удачи. И это при соблюдении атмосферы полной секретности при подготовке к походу... «Мы-то знали, что экспедиция направляется в высокие широты. Но удастся ли добраться до полюса? Кто-то (на берегу) относился к затее 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz