Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова путь из Мурманска по морю был короче и удобнее. Уже накануне войны Северный морской путь превратился в одну из главных морских артерий, которую обслуживали сотни морских судов, перевозящих ежегодно сотни тонн народно-хозяйственных грузов. В основном это были каботажные перевозки. Однако Великая Отечественная война внесла свои коррективы в планы освоения Северного морского пути. Приказом от 13 сентября 1941 года весь ледокольный и транспортный флот МГМАП был передан на баланс вновь созданного Архангельского морского арктического пароходства. Приостановилось строительство новых ледоколов и транс портных судов, изменился и характер направления перевозок по трассам Северного морского пути. В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь - важ нейшая транспортная магистраль Советского Севера, по которой осу ществлялась проводка боевых кораблей и судов с грузами для фронта. Через арктические порты флот снабжался каменным углем Печорского и других арктических бассейнов, военная промышленность страны по лучала никель, медь и другие ценные металлы, а также лес. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Защиту арктических коммуникаций осуществляли боевые корабли Се верного флота. Судоходство в Арктике обеспечивалось системой конвой ных сопровождений. В августе ледокольные пароходы «А. Сибиряков», «Дежнев» и береговая артиллерия порта Диксон дали героический отпор, вступив в бой с фашистским крейсером «Адмирал Шеер». По Северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 - в конвоях. Было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов. В Мурманском пароходстве на конец войны осталось всего 230 че ловек и три судна. Но созданная в тридцатые годы система Северного морского пути активно продолжала свою деятельность и в послевоенный период. После войны большое внимание было уделено восстановлению морского флота. Осенью 1945 года во временное оперативное подчи нение Мурманскому пароходству из Северного и Дальневосточного пароходств до конца года были выделены 50 судов. Моряки, портовики, судоремонтники Мурманска успешно справлялись с годовыми планами. В конце сороковых были приняты важные правительственные планы по расширению гидрографических и научно-исследовательских работ на самой трассе, планы строительства новых транспортных судов и ледо колов. Предусматривалось в 1950 году увеличение перевозок в 2,2 раза по сравнению с довоенным периодом. К этому времени транспортный флот пароходства был в основном восстановлен. На трассы Северного морского пути начали выходить отремонтированные суда и ледоколы. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz