Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства осталось, как послать им поздравительную телеграмму, когда они достиг­ ли полюса». («А.З.». №11, ноябрь 2004 г.) После принятия решения Политбюро началась интенсивная подго­ товка к рейсу, теперь уже под эгидой выполнения правительственного задания. Решение было принято, но подготовка шла в закрытом режиме. Никакой информации в СМИ не появлялось. В июле 1977 года в Минис­ терстве морского флота был разработан план научно-технических мероп­ риятий по подготовке и осуществлению уникального рейса. В подготовке похода участвовали Мурманское морское пароходство, штабы морских операций Западного и Восточного районов Арктики, гидрографическое предприятие, Институт Арктики и Антарктики, ведомственные отряды гражданской авиации и др. Общее руководство походом было возложено на министра морского флота. В случае непредвиденных гидрометеороло­ гических обстоятельств предусматривалось рейс прекратить и вывести ледокол из опасной зоны. По плану уже 9 августа атомный ледокол «Арк­ тика» Мурманского морского пароходства должен был выйти в рейс к по­ люсу. Но при подготовке к экспедиции случилось непредсказуемое, о чем широкой общественности стало известно значительно позже. Капитан плавучей технологической базы «Лепсе» в тот период, Руслан Иванович Егоров вспоминает: «При подготовке атомохода «Арктика» к выходу на полюс имела место авария циркуляционных насосов первого контура (ЦНПК), которые обеспечивают в нем движение теплоносителя. Благода­ ря этим насосам в атомном реакторе циркулирует вода сверхочищенная, разогретая до 300 градусов и не превращающаяся в пар потому, что на­ ходится под большим давлением. Насосы вышли из строя во время испы­ тания их после перезарядки реактора. Они настолько деформировались, что извлечь их для замены ни штатными отжимными винтами, ни даже с помощью 16-тонного крана ледокола, не получалось. Срочно прибывшие специалисты из Горького и Ленинграда практической помощи в извле­ чении насосов оказать тоже не смогли. Нависла прямая угроза срыва выхода ледокола к полюсу со всеми вытекающими отсюда последствия­ ми, ведь вопрос о рейсе уже стоял на контроле Политбюро ЦК КПСС. Вот тут-то и проявились профессионализм и смекалка специалистов экипажа плавтехбазы «Лепсе», которые спасли тогда ситуацию. Экипаж «Лепсе» со­ стоял из моряков, которые уже наплавались и прибились поближе к бере­ гу. Это были классные специалисты, волею судеб они оказались у истоков разработки важных вопросов атомно-технологического обслуживания атомных ледоколов и внесли в это дело свой весомый вклад. Не раз они находили решения, казалось бы, неразрешимых проблем. И на этот раз перед старшим механиком Анатолием Михайловичем Закалинским и руководителем группы перезарядки Станиславом Ива­ новичем Дождиковым была поставлена задача - подумать, что можно 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz