Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства осталось, как послать им поздравительную телеграмму, когда они достиг ли полюса». («А.З.». №11, ноябрь 2004 г.) После принятия решения Политбюро началась интенсивная подго товка к рейсу, теперь уже под эгидой выполнения правительственного задания. Решение было принято, но подготовка шла в закрытом режиме. Никакой информации в СМИ не появлялось. В июле 1977 года в Минис терстве морского флота был разработан план научно-технических мероп риятий по подготовке и осуществлению уникального рейса. В подготовке похода участвовали Мурманское морское пароходство, штабы морских операций Западного и Восточного районов Арктики, гидрографическое предприятие, Институт Арктики и Антарктики, ведомственные отряды гражданской авиации и др. Общее руководство походом было возложено на министра морского флота. В случае непредвиденных гидрометеороло гических обстоятельств предусматривалось рейс прекратить и вывести ледокол из опасной зоны. По плану уже 9 августа атомный ледокол «Арк тика» Мурманского морского пароходства должен был выйти в рейс к по люсу. Но при подготовке к экспедиции случилось непредсказуемое, о чем широкой общественности стало известно значительно позже. Капитан плавучей технологической базы «Лепсе» в тот период, Руслан Иванович Егоров вспоминает: «При подготовке атомохода «Арктика» к выходу на полюс имела место авария циркуляционных насосов первого контура (ЦНПК), которые обеспечивают в нем движение теплоносителя. Благода ря этим насосам в атомном реакторе циркулирует вода сверхочищенная, разогретая до 300 градусов и не превращающаяся в пар потому, что на ходится под большим давлением. Насосы вышли из строя во время испы тания их после перезарядки реактора. Они настолько деформировались, что извлечь их для замены ни штатными отжимными винтами, ни даже с помощью 16-тонного крана ледокола, не получалось. Срочно прибывшие специалисты из Горького и Ленинграда практической помощи в извле чении насосов оказать тоже не смогли. Нависла прямая угроза срыва выхода ледокола к полюсу со всеми вытекающими отсюда последствия ми, ведь вопрос о рейсе уже стоял на контроле Политбюро ЦК КПСС. Вот тут-то и проявились профессионализм и смекалка специалистов экипажа плавтехбазы «Лепсе», которые спасли тогда ситуацию. Экипаж «Лепсе» со стоял из моряков, которые уже наплавались и прибились поближе к бере гу. Это были классные специалисты, волею судеб они оказались у истоков разработки важных вопросов атомно-технологического обслуживания атомных ледоколов и внесли в это дело свой весомый вклад. Не раз они находили решения, казалось бы, неразрешимых проблем. И на этот раз перед старшим механиком Анатолием Михайловичем Закалинским и руководителем группы перезарядки Станиславом Ива новичем Дождиковым была поставлена задача - подумать, что можно 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz