Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова подталкивающие вышестоящие морские структуры на принятие ско­ рейшего решения. 2 июня на имя министра морского флота Т.Б. Гуженко Администрация Северного морского пути направила докладную записку «Об экспедиционном рейсе а/л «Арктика» в 1977 г.» и «План проведения высокоширотного экспедиционного плавания». В пароходстве же негласно полным ходом шла подготовка ледокола к выходу на трассу, но пока никто не мог определенно сказать, будет ли выполняться высокоширотный рейс и когда. Неожиданно в начале второго квартала 1977 года в прессе прошла информация, что американ­ цы на ледоколе готовят поход к полюсу. 1977 год - год юбилейный, год 60-летия Советского государства. В правительстве понимали, что если американцы придут первыми к полюсу, то это больно ударит по престижу развития судоходства в Советском Союзе и поставит нашу страну в осво­ ении Арктики на второе место после США. Специалистами Мурманского пароходства была изучена возможность без ущерба для выполнения народнохозяйственного плана арктических перевозок снятия с трассы атомохода «Арктика» на минимально короткий срок для пионерного по­ хода к Северному полюсу. Для того чтобы Политбюро приняло решение о походе атомохода в географическую точку Северного полюса, требо­ валась официальная записка, подписанная министром морского флота и президентом Академии наук. «15 июля Гуженко передал докладную записку в ЦК КПСС о возможности организации этого рейса. Записка была рассмотрена на Политбюро, и предложения Минморфлота были приня­ ты. Министр Гуженко такую бумагу подписал, а академик Александров от подписи воздержался. Позже он объяснил, что за атомную установку был абсолютно спокоен, но опасался, что, как уже бывало, «полетит» вдруг винт или гребной вал, и это может сорвать экспедицию, а тогда неизбежно будет нанесен ущерб престижу атомного ледокола. У нас ведь в причинах разбираться не привыкли: не получилось - значит, все плохо». (Д. Стру- женцов. Тихо опускаемся на дно. «Труд», 5 апреля 1994). А.П. Александров, требовавший во всех делах надежного обеспечения, считал, что с этим походом надо повременить, дождаться достройки атомного ледокола «Сибирь». Возможности атомного ледокола «Ленин» помочь выбраться атомному ледокола «Арктика» из тяжелых льдов были ограничены вви­ ду существенно меньшей его мощности. Это мнение А.П. Александрова, находившегося тогда в дельте Волги в отпуске, руководство походом узнало, когда подготовка к рейсу была практически завершена, «раскру­ тить машину» в обратную сторону было очень сложно. И далее Анатолий Петрович вспоминал: «Ко мне тогда приехал капитан Ю.С. Кучиев, и он с такой огромной уверенностью говорил относительно того, как ведут себя все установки ледокола, что в конце концов убедил меня, что тут нечего ждать. Действительно они решились и пошли в этот поход, а мне только и 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz