Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова подталкивающие вышестоящие морские структуры на принятие ско рейшего решения. 2 июня на имя министра морского флота Т.Б. Гуженко Администрация Северного морского пути направила докладную записку «Об экспедиционном рейсе а/л «Арктика» в 1977 г.» и «План проведения высокоширотного экспедиционного плавания». В пароходстве же негласно полным ходом шла подготовка ледокола к выходу на трассу, но пока никто не мог определенно сказать, будет ли выполняться высокоширотный рейс и когда. Неожиданно в начале второго квартала 1977 года в прессе прошла информация, что американ цы на ледоколе готовят поход к полюсу. 1977 год - год юбилейный, год 60-летия Советского государства. В правительстве понимали, что если американцы придут первыми к полюсу, то это больно ударит по престижу развития судоходства в Советском Союзе и поставит нашу страну в осво ении Арктики на второе место после США. Специалистами Мурманского пароходства была изучена возможность без ущерба для выполнения народнохозяйственного плана арктических перевозок снятия с трассы атомохода «Арктика» на минимально короткий срок для пионерного по хода к Северному полюсу. Для того чтобы Политбюро приняло решение о походе атомохода в географическую точку Северного полюса, требо валась официальная записка, подписанная министром морского флота и президентом Академии наук. «15 июля Гуженко передал докладную записку в ЦК КПСС о возможности организации этого рейса. Записка была рассмотрена на Политбюро, и предложения Минморфлота были приня ты. Министр Гуженко такую бумагу подписал, а академик Александров от подписи воздержался. Позже он объяснил, что за атомную установку был абсолютно спокоен, но опасался, что, как уже бывало, «полетит» вдруг винт или гребной вал, и это может сорвать экспедицию, а тогда неизбежно будет нанесен ущерб престижу атомного ледокола. У нас ведь в причинах разбираться не привыкли: не получилось - значит, все плохо». (Д. Стру- женцов. Тихо опускаемся на дно. «Труд», 5 апреля 1994). А.П. Александров, требовавший во всех делах надежного обеспечения, считал, что с этим походом надо повременить, дождаться достройки атомного ледокола «Сибирь». Возможности атомного ледокола «Ленин» помочь выбраться атомному ледокола «Арктика» из тяжелых льдов были ограничены вви ду существенно меньшей его мощности. Это мнение А.П. Александрова, находившегося тогда в дельте Волги в отпуске, руководство походом узнало, когда подготовка к рейсу была практически завершена, «раскру тить машину» в обратную сторону было очень сложно. И далее Анатолий Петрович вспоминал: «Ко мне тогда приехал капитан Ю.С. Кучиев, и он с такой огромной уверенностью говорил относительно того, как ведут себя все установки ледокола, что в конце концов убедил меня, что тут нечего ждать. Действительно они решились и пошли в этот поход, а мне только и 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz