Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства А вот как официально рождалась идея достижения Северного полюса надводным судном. «В начале 1976 г., после окончания продленной на вигации на Дудинку, главный инженер Администрации Северного мор ского пути (АСМП) Ю.А. Аршеневский предложил на техническом совете АСМП рассмотреть вопрос о возможности организации рейса атомохода «Арктика» к Северному полюсу. На состоявшемся вскоре заседании тех- совета идея похода атомохода в район полюса была одобрена присут ствующими. Результаты обсуждения начальник Администрации Северно го морского пути К.Н. Чубаков доложил министру морского флота СССР Т.Б. Гуженко...». (Бурков Г.Д. 2012, ФГБУ ААНИИ, 2012 «Мы пришли к тебе. Полюс», СПб., ул. Беринга, 38. с. 55). И Гуженко тоже «заболел» мыслью о походе к полюсу. Но прежде чем приступить к воплощению этой исторической идеи в жизнь, требовалось получить официальное мнение о реальной возмож ности достижения полюса от ученых и организаций, обеспечивающих судоходство в Арктике. С этой целью Администрация Северного мор ского пути 26 февраля 1976 г. в Ленинграде на базе Гидрографического предприятия Минморфлота провела совещание, на котором предполага лось выработать единое суждение о возможности плавания к Северному полюсу. На совещании присутствовали представители Мурманского мор ского пароходства, Арктического и Антарктического научно-исследова тельского института (ААНИИ), Центрального научно-исследовательского института морского флота (ЦНИМФ) и др. Результатом работы совещания стал единодушно принятый документ с названием: «Предварительная проработка вопроса о возможности опытного плавания мощного атом ного ледокола в район Северного полюса». А уже 1 марта Администра ция Северного морского пути подготовила и передала в Министерство морского флота служебную записку, свидетельствующую о возможности успешного проведения экспериментального рейса. Поскольку вся под готовка к предстоящему рейсу велась в закрытом режиме, то в планах и программах подготовки словосочетание «Северный полюс» и «атомный ледокол «Арктика» нигде не употреблялось. При обсуждении возмож ности похода ледокола у академика Александрова тогда возражений не было. Но появились возражения у руководства страны. Из-за данного рейса атомохода к полюсу могли возникнуть определенные сложности у советской делегации на предстоящей международной конференции по морскому праву в Женеве. Поэтому разговоры на официальном уровне были прекращены. Все понимали, что рейс все равно должен состояться и ничто не помешает Мурманскому пароходству осуществить историче скую мечту человечества. Для коллектива пароходства подготовка «Арк тики» к рейсу стала внутренней потребностью. На предприятии работали люди, влюбленные в Арктику и знающие Арктику, смелые, одержимые, 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz