Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства А вот как официально рождалась идея достижения Северного полюса надводным судном. «В начале 1976 г., после окончания продленной на­ вигации на Дудинку, главный инженер Администрации Северного мор­ ского пути (АСМП) Ю.А. Аршеневский предложил на техническом совете АСМП рассмотреть вопрос о возможности организации рейса атомохода «Арктика» к Северному полюсу. На состоявшемся вскоре заседании тех- совета идея похода атомохода в район полюса была одобрена присут­ ствующими. Результаты обсуждения начальник Администрации Северно­ го морского пути К.Н. Чубаков доложил министру морского флота СССР Т.Б. Гуженко...». (Бурков Г.Д. 2012, ФГБУ ААНИИ, 2012 «Мы пришли к тебе. Полюс», СПб., ул. Беринга, 38. с. 55). И Гуженко тоже «заболел» мыслью о походе к полюсу. Но прежде чем приступить к воплощению этой исторической идеи в жизнь, требовалось получить официальное мнение о реальной возмож­ ности достижения полюса от ученых и организаций, обеспечивающих судоходство в Арктике. С этой целью Администрация Северного мор­ ского пути 26 февраля 1976 г. в Ленинграде на базе Гидрографического предприятия Минморфлота провела совещание, на котором предполага­ лось выработать единое суждение о возможности плавания к Северному полюсу. На совещании присутствовали представители Мурманского мор­ ского пароходства, Арктического и Антарктического научно-исследова­ тельского института (ААНИИ), Центрального научно-исследовательского института морского флота (ЦНИМФ) и др. Результатом работы совещания стал единодушно принятый документ с названием: «Предварительная проработка вопроса о возможности опытного плавания мощного атом­ ного ледокола в район Северного полюса». А уже 1 марта Администра­ ция Северного морского пути подготовила и передала в Министерство морского флота служебную записку, свидетельствующую о возможности успешного проведения экспериментального рейса. Поскольку вся под­ готовка к предстоящему рейсу велась в закрытом режиме, то в планах и программах подготовки словосочетание «Северный полюс» и «атомный ледокол «Арктика» нигде не употреблялось. При обсуждении возмож­ ности похода ледокола у академика Александрова тогда возражений не было. Но появились возражения у руководства страны. Из-за данного рейса атомохода к полюсу могли возникнуть определенные сложности у советской делегации на предстоящей международной конференции по морскому праву в Женеве. Поэтому разговоры на официальном уровне были прекращены. Все понимали, что рейс все равно должен состояться и ничто не помешает Мурманскому пароходству осуществить историче­ скую мечту человечества. Для коллектива пароходства подготовка «Арк­ тики» к рейсу стала внутренней потребностью. На предприятии работали люди, влюбленные в Арктику и знающие Арктику, смелые, одержимые, 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz