Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова разграфленные сеткой географических координат. Моряки Мурманского пароходства успешно преодолевали трудности в высокоширотных аркти­ ческих экспедициях и всегда были первыми на ледовых трассах Арктики. 1 июля атомоход вышел из зоны тяжелых льдов моря Лаптевых на Карскую Североземельскую полынью в районе о. Шмидта - на этом вы­ сокоширотный экспериментальный рейс был завершен. После удачного завершения экспедиции 6 июля в районе мыса Желания экспедиционный состав с «Сибири» перешел на ледокол «Капитан Николаев», на котором через двое суток прибыл в Мурманск. Атомный ледокол «Сибирь» снова вернулся на Запад, где его ждали суда, направляющиеся в Игарку за лесом и в Дудинку за рудой. «Сибирь» продолжила работу в Арктике. За весь трансарктический рейс «Сибирь» сожгла в своих мощных реак­ торах столько топлива, что его мог унести ребенок. У моряков существует понятие - разведка корпусом, что сравнимо с разведкой боем. Такой разведкой стал весь экспериментальный рейс мо­ ряков Мурманского и Дальневосточного пароходств. Впервые в истории арктического мореплавания дизель-электроход «Капитан Мышевский» прошел по высокоширотной трассе Северного морского пути (3460 миль) за 17,5 суток (расчет был - 25 суток), а весь путь от Мурманска до Магада­ на (5500 миль) - за 27 суток. Выполненный рейс подтвердил возможность использования в арк­ тических морях высокоширотных заприпайных разрежений (полыней), образующихся обычно в январе-феврале и сохраняющихся до июля (до взлома припая), для транзитного плавания транспортных судов с запада на восток (или обратно) под проводкой атомных ледоколов. Этот рейс, организованный и осуществленный коллективом работников береговых служб и моряками Мурманского пароходства, вошел в историю освоения Арктики как экспериментальный, высокоширотный. Он расширил знания моряков и ученых об особенностях плавания на всей трассе Северного морского пути. Огромная роль пароходства в осуществление данного рейса выражена в тексте грамоты Министра морского флота СССР, ко­ торой был награжден начальник службы безопасности мореплавания пароходства Иван Павлович Лопатин:«.. .за активное участие в работах по оснащению атомного ледокола «Сибирь» новейшей аппаратурой связи, навигации, метеорологии и телевидения и обеспечение ее эффективного использования в период высокоширотного экспериментального рейса атомного ледокола «Сибирь» с транспортным судном «Капитан Мышев­ ский». 2 апреля 1979 г. за № 84. Министр морского флота СССР Т. Гуженко». «Капитан Мышевский» и атомоход «Сибирь» вошли в историю освое­ ния Северного морского пути, как в свое время прославились «А. Сибиря­ ков», «Ф. Литке», «Арктика» и другие суда-первопроходцы. 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz