Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства ледовый массив Восточно-Сибирского моря. Арктическим морякам не надо объяснять, что такое Айонский ледовый массив. Толщина льда и торосов достигала десяти и более метров. Никогда еще, даже при штурме Северного полюса, атомная энергетическая установка «Сибири» не рабо­ тала в таком напряженном режиме. По данным авиаразведки, на пути к станции лежали тяжелые многолетние льды. В судовом журнале появи­ лись записи: «За сутки прошли 1,9 мили. С 8.00 до 12.00 пробились на три корпуса». Приходилось поднимать мощность реактора до 100 процентов. Миновав пролив Лонга, караван «Сибири» подошел к острову Колючин, у которого в 1934 году затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин». Так сошлись в одной географической точке два разных этапа освоения Северного морского пути. Дрейфующая полярная станция СП-24 находилась в 150 милях севе- ро-восточнее острова Вилькицкого. В короткое время на станции были выгружены сотни бочек с топливом, десятки кубометров лесоматериалов, различного оборудования. Полярники получили все необходимое для дальнейшей работы в Центральном арктическом бассейне. Зимние рейсы судов Мурманского пароходства к Ямалу и к Таймыру сделали навигацию в Западном районе Арктики круглогодичной. Наме­ тить возможность решения этой задачи на всей трансарктической трас­ се - одна из задач экспериментального рейса. Характерной чертой рейса являлось поддержание высокого темпа проводки. Поэтому для рывка вперед использовалась даже незначительная тенденция к улучшению ледовой обстановки. Северный Ледовитый океан - это 10 миллионов квадратных километ­ ров льда. Как говорили в те годы, «это заведование ученых научно-ис­ следовательского института Арктики и Антарктики». Ученые напряженно работали в том рейсе. Они не только изучали воздух, лед и воду, но и оп­ ределяли мощности судовых механизмов, искали наиболее оптимальные формы ледовых корпусов для ледоколов и транспортных судов, которым в будущем предстояло работать в Арктике. С интересом следили за этим рейсом жители сибирского региона России. Их связывали с ледоколом тысячи нитей. Сибиряки делали обо­ рудование для ледокола, пришли в его экипаж. В этом рейсе дублером капитана был Владимир Николаевич Красовский, именем своего земляка гордился тогда весь Красноярск. Будучи в Красноярске в командировке, мне довелось убедиться в этом. Братья Чертовы - Николай и Анатолий - родились и выросли на Алтае в совхозе «Красная Сибирь». Да и сам руководитель экспедиции Бронислав Семенович Майнагашев накрепко связан с маленькой сибирской Хакасией. Значительная часть плавания в этом рейсе проходила по местам, где никто никогда еще не проходил, где карты являли собой белые листы, 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz