Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова Кочетков. В то время, когда специалисты решали проблему продвижения во льдах, все свободное от работы время моряки принимали участие в читательской конференции по книгам Л.И. Брежнева «Возрождение» и «Малая Земля», которую организовал первый помощник капитана Борис Кузьмич Слукин. Практически все вахты на ледоколе обеспечивались данными ближней ледовой разведкой. Сменяя друг друга, уводили свои юркие МИ-2 командиры вертолетов Покумейко и Холодняк. Каждая разведка вносила окончательную ясность в определении выбора пути плавания на ближайшие 10 миль. Гидрологи Руслан Александрович Бо рисов и Николай Григорьевич Бабич всегда были готовы к вылету для поиска выхода из сложнейших ледовых ситуаций. 12 июня ранним утром высокоширотный караван пересек 180-й меридиан и вошел в восточное полушарие. Здесь, уже в Чукотском море, с помощью воздушной раз ведки и гидрологов удалось выбрать более легкий, чем на предыдущих участках, маршрут, поэтому караван продвигался с большей скоростью. Пробились к Берингову проливу. И здесь атомоход продолжил проводку транспортного судна, поскольку льдины не позволяли дизель-электрохо- ду идти самостоятельно. Ледовая обстановка в этом районе оказалась на редкость тяжелой. Хоть и медленно, но рейс приближался к концу. Когда 13 июня на траверзе мыса Сердце-Камень суда вышли на чистую воду, на вертолетной площадке ледокола состоялся короткий митинг двух экипа жей и всех участников экспедиции. Капитан дизель-электрохода «Капитан Мышевский» горячо поблагодарил коллектив Мурманского пароходства и комсостав ледокола за отличную проводку. Все разошлись по местам, и «Капитан Мышевский» самостоятельно взял курс на Магадан. Весь пере ход каравана по намеченной трассе занял 17,5 суток. Впервые в истории Арктики транспортное судно было проведено высокими широтами от Мурманска до Берингова пролива на два месяца раньше обычного срока плавания судов через пролив Вилькицкого и море Лаптевых. Прозвучали прощальные гудки, и атомоход взял курс вначале к мысу Шмидта, а оттуда к месту базирования СП-24. «Вторая часть плана экспе риментального рейса (возвращение «Сибири» на запад) осуществлялась по кратчайшему маршруту: м. Сердце-Камень - м. Шелагский (водолаз ный осмотр) - СП-24 (выгрузка груза, подъем Государственного флага СССР) - м. Арктический, - продолжал рассказ Б.С. Майнагашев. - При этом пересекли известный своей непроходимостью Айонский ледовый массив, прошли северной частью Таймырского массива, выйдя в район Центрального полярного бассейна. Весь путь проходил по сплочен ным 10-балльным льдам, в многолетних (паковых) льдах прошли около 400 миль. По этому пути никто никогда не плавал». Впервые в истории арктического мореплавания атомоход в столь раннее время пересек известный своей непредсказуемостью Айонский 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz