Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства ями всесоюзного значения, новыми городами, важными стройками. Че рез Мурманск шли грузы из Игарки и беломорских портов, увеличились перевозки шпицбергенского, печорского, норильского угля. Приказом ГУСМП № 371 от 5 сентября 1938 года в Мурманске было организовано государственное морское арктическое пароходство (МГМАП). В его со став были переданы ледоколы: «И. Сталин», «Ермак», «Ленин», «Молотов», «Ф. Литке», «О. Шмидт», ледокольные пароходы: «Дежнев», «Г. Седов», «В. Русанов», «Малыгин», «Садко», «С. Леваневский», «Таймыр», а также тан кер «Юкагир», сухогруз «Сталинград» и два зверобойных бота. Возглавил арктическое пароходство И.С. Нестеров. Северное государственное морское пароходство, базировавшееся в Архангельске, доступном для прохода судов только в летнее время, уже не справлялось с обеспечением тоннажа для перевозки огромных гру зопотоков в Арктическом регионе. Возникла необходимость в создании транспортного флота, непосредственно приписанного к Мурманску - городу, открытому для захода судов с грузами круглый год. 22 сентября 1939 года в соответствии с Постановлением Экономсовета при Совете народных комиссаров СССР от 14 сентября того же года был издан приказ № 239 народного комиссара морского флота С.С. Дукельского «Об орга низации Мурманского государственного морского сухогрузного и пасса жирского пароходства (МГМП). Созданному пароходству были переданы из Северного и Балтийского морских пароходств сухогрузные пароходы: «Мета», «Унжа», «Шелонь», «Андре Марти», «Спартак», «Кама», «Вишера», «Вытегра», «Сура», «Пролетарий», а также три грузопассажирских паро хода: «Герцен», «Сосновец», «Субботник». Это были старенькие, маломощ ные, малотоннажные суда, проработавшие более 15 лет. Пароход «Проле тарий» грузоподъемностью 1175 тонн был принят в эксплуатацию около 35 лет назад. Все три грузопассажирских парохода были построены еще в XIX веке. Организация Мурманского пароходства совпала с окончанием навигации в Северном бассейне и началом перевозок военных грузов в связи с возникшим 30 ноября 1939 года финско-советским конфликтом. Моряки пароходства успешно справлялись со всеми государственными заданиями. Уже в 1940 году флот Мурманского судоходного предприятия насчитывал 37 судов общей грузоподъемностью 122 198 тонн. Важным достижением предвоенной навигации стало продление ее сроков с 76 (в 20-х и начале 30-х годов) до 113 суток. В 1941 году планировался дальнейший рост флота и увеличение пе ревозок грузов в 1,5 раза. Большой объем среди других грузов занимали грузы для Игарки и Дудинки. В этом году планировалось открытие Дудин ской грузопассажирской линии. Ведь для того чтобы попасть из центра страны в Игарку или Норильск, пассажирам приходилось по железной до роге ехать до Красноярска, а затем по Енисею на попутных судах. Так что 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz