Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства зоров. Качеством изображения ледокольщики были довольны. Смотрели телевизор в это время и моряки дизель-электрохода «Капитан Мышев­ ский». Ледокол «Сибирь» не только принимал через спутник московские передачи, но и ретранслировал их на транспортное судно. Главным в ра­ боте со спутниками было непрерывное получение информации. Получен­ ные снимки ледового покрова тут же уточнялись с помощью вертолетов. Пилоты Виталий Покумейко и Виталий Холодняк - участники нескольких арктических навигаций, их опыт и мастерство уже были признаны ле- докольщиками. Направляя их в этот ответственный рейс, в пароходстве были уверены, что экипажи вертолетов и опытнейшие гидрологи Руслан Борисов и Николай Бабич помогут каравану выбрать оптимальный путь во льдах. На ежедневных совещаниях у руководителя экспедиции, замес­ тителя начальника Администрации Северного морского пути Бронислава Семеновича Майнагашева наука получала первое слово. Вскоре караван обогнул мыс Арктический - самую северную точку похода - и лег на желанный курс зюйд-ост. Руководитель рейса поздравил всех участников экспедиции с этим замечательным событием. Не всем желающим удалось разглядеть очертания столь далекого мыса. Только с борта вертолета можно было отчетливо рассмотреть ослепительно белый купол ледника Полярный. Суровой и величественной, но никак не безмолвной предстала высокоширотная Арктика перед людьми. Мело­ дии винтов судов и вертолетов звучали в воздухе и воде, разноголосьем звучал эфир, с любопытством следили за караваном белые медведи, ос­ тавляя на снегу свои огромные следы. По разводьям проплывали стада белух. Чутко следили они за всем происходящим. Восточнее острова Ком­ сомолец дорогу каравану преградили три айсберга высотой до 30 метров и до 200-300 метров в поперечнике. Для судов они оказались серьезным препятствием. Впрочем, это было препятствие для судоводителей, а для журналистов и любителей фотографий это была очень большая удача. Лаги отсчитали третью тысячу миль. Пройденный путь становился достоя­ нием предстоящих научных обобщений, и несомненно, истории. Безоста­ новочно резал лед ледокол «Сибирь», трудно, но настойчиво продвигался за ледоколом «Капитан Мышевский». Характерной чертой этого рейса был высокий темп проводки. Максимально использовались участки чис­ той воды в заприпайных полыньях, опоясывающих архипелаг Северная Земля и Новосибирские острова. 5 июня караван дошел до Восточно-Сибирского моря. Здесь на участке экспериментальной трассы ледоколу все чаще приходилось прорубать­ ся в торосах, достигающих своими вершинами уровня главной палубы «Сибири». Атомоход вел «Капитана Мышевского» на буксире. Часами не покидали палубы руководитель рейса Бронислав Семенович Майна­ гашев и капитан ледокола, ныне покойный Владимир Константинович 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz