Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова ный ледокол «Сибирь» только пришел в порт приписки из Ленинграда, и тогда впервые в Арктике прозвучали гордые позывные «Я - атомоход «Сибирь!». На трассах Харасавэя «Сибирь» впервые испробовала свои ледокольные силы. И вновь вспоминает руководитель экспедиции Б.С. Майнагашев: «28 мая в 15 часов по московскому времени атомный ледокол «Сибирь» Мурманского пароходства догнал транспортное судно у полуострова Адмиралтейства и взял его под проводку. Маршрут проводки с исполь зованием пяти видов обеспечения (прогнозы, самолетная разведка визуальная и инструментальная, спутниковые данные, вертолетная раз ведка с борта ледокола) пролегал от Мурманска севернее мыса Желания (Новая Земля) и мыса Арктический (Северная Земля), севернее островов Анжу (Новосибирские острова), через пролив Лонга в район Берингова пролива. От мыса Желания через Карское море со скоростью 10 узлов караван последовал на Восток. Цель рейса - проверить возможность грузового судоходства в высоких широтах на трассе мыс Желание - мыс Арктиче ский - район к Северу от Новосибирских островов - пролив Лонга. Там на стыке примерзающих к побережью и постоянно дрейфующих льдов Центрального полярного бассейна создается зона разводий, называемая Сибирской полыньей. Наиболее сложными участками плавания считались районы: - от о. Шмидта, мыса Арктический до о. Таймыр (восточнее Северной Земли) из-за отсутствия систематического промера глубин и нали чия айсбергов в перемычках толстого годовалого льда, прижатого к припаю; - восточнее Новосибирских островов от о. Вилькицкого до меридиана 160 градусов в. д. из-за тяжелых многолетних паковых льдов; - в проливе Лонга из-за 10-балльных однолетних льдов и тумана, когда нельзя использовать вертолетную тактическую разведку состояния льдов». Рейс проходил нормально. Средняя скорость продвижения во льду составляла 10 узлов. Все еще висело на доске объявление о конвертах, а суда уже прошли около тысячи миль. Продвижение каравана было подчи нено строгому и напряженному ритму. Регулярно поступала гидрометео рологическая информация, был налажен прием с самолетов карт ледовой обстановки. Но ледовая обстановка все более осложнялась. Оператив ный штаб на борту атомохода во главе с Б.С. Майнагашевым разрабатывал и уточнял оптимальные варианты проводки дизель-электрохода. Первые дни плавания оказались богаты событиями. В этом рейсе в Центральную Арктику впервые на борту атомохода «Сибирь» Мурманского пароход ства пришло Центральное телевидение. 1 июня 1978 года на судах, нахо дившихся в высоких широтах, впервые ярко засветились экраны телеви 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz