Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства сторону зимы. Начальник пароходства В.А. Игнатюк в своем выступлении заверил присутствовавших на митинге представителей города в том, что моряки атомохода сделают все возможное для успешного осуществления ответственного задания Родины. Первый высокоширотный рейс начался 26 мая 1978 года, когда из Мур­ манска курсом на Магадан вышел дизель-электроход «Капитан Мышев- ский» (капитан Т. Кривохижин) Дальневосточного морского пароходства. В его трюмы было погружено около 6250 т груза. На борту дизель-элект­ рохода находился экипаж - 56 человек, научная экспедиция - 13 человек, представители прессы и кино - 2 человека. Специалисты пароходства установили на ледоколе новую навигаци­ онную, связную и спутниковую аппаратуру, разместили 460 т груза для СП-24, и атомоход «Сибирь» (капитан В.К. Кочетков) последовал за «Капи­ таном Мышевским». На борту атомохода экипаж - 178 человек, научная экспедиция - 58 человек, представители прессы, кино, телевидения - 19 человек. О важности этого рейса говорил состав научных работников и представителей руководства морского флота, прибывших на борт «Сиби­ ри» для участия в эксперименте. Среди научных работников на борту на­ ходились: директор Центрального научно-исследовательского института морского флота Ю. Панин, заместитель начальника гидрографического предприятия ММФ В. Пересыпкин, заместитель директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Б. Крутских и др. Будущий генеральный директор ФГУП «Атомфлот» В. Рукша в этом рей­ се работал в экипаже атомохода «Сибирь» в должности старшего мастера службы контрольно-измерительных приборов и аппаратуры. Перед выходом в данный рейс на доску объявлений атомохода кто-то повесил шутливый призыв к участникам экспедиции запастись конверта­ ми, поскольку белые медведи их не продают. Экипаж «Сибири» возглавил капитан Владимир Константинович Кочетков, моряк с тридцатилетним стажем работы в Арктике. Плавал на старом «Ермаке», затем на атомоходе «Ленин». Позже был направлен на строящуюся «Сибирь» и вывел ее на арктические трассы. Главным механиком атомохода работал Александр Калинович Следзюк. Это он зажигал первый реактор атомного ледокола «Ленин», руководил группой наблюдения за строительством ледоколов второго поколения. А когда «Сибирь» ввели в эксплуатацию, он остался ее главным инженером-механиком. Тридцать лет арктических плаваний были и за плечами капитана транспортного судна Тимофея Федоровича Кривохижина. Так, опыт арктических плаваний и мощная техника были противопоставлены напору многолетних арктических льдов. «Сибирь» впервые встретилась с дизель-электроходом «Капитан Мышевский» во время доставки грузов для нефтяников и газовиков на мыс Харасавэй. В тот год впервые в истории мореплавания по Северному морскому пути суда вышли в Арктику в столь ранние сроки - 16 февраля. Атом­ 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz