Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова ледокола типа «Арктика» высокоширотной трассой с запада на восток». Организация этой экспедиции была возложена на коллектив Мурманско­ го морского пароходства. Возглавил экспедицию Бронислав Семенович Майнагашев, занимавший в то время должность заместителя начальника Администрации Северного морского пути. Для участия в эксперименте был выбран теплоход «Капитан Мышевский» Дальневосточного морского пароходства, участвовавший в Ямальских операциях, и атомный ледокол «Сибирь» Мурманского морского пароходства. Из воспоминаний Б.С. Майнагашева: «Основными задачами рейса были следующие: - изучение возможности плавания транспортных судов по высокоши­ ротным арктическим трассам под проводкой атомных ледоколов, их способность противостоять ледовым нагрузкам, что необходимо для подготовки технико-эксплуатационных требований к перспек­ тивным транспортным судам арктического плавания и ледоколам; - определить эффективность навигационного, гидрографического, авиационного, гидрометеорологического обеспечения плавания в условиях высоких широт; - перевозка около 6 тыс. тонн народно-хозяйственных грузов из Мурманска в Магадан и попутная доставка грузов для организуемой дрейфующей в Восточно-Сибирском море полярной станции СП-24. Еще до выхода в рейс министр морского флота СССР Тимофей Бори­ сович Гуженко неоднократно подчеркивал, что Мурманское пароходство должно осуществить этот рейс успешно, так как прямое сообщение по Ле­ довитому океану окажет неоценимую помощь прежде всего народному хозяйству далеких окраин - Чукотки и Колымы. Кроме того, открытие та­ кого сообщения повысит сохранность грузов, т. к. отпадет необходимость в перевалках на железнодорожных станциях и в морских портах». Береговые службы Мурманского пароходства тщательно готовили суда к любым неожиданностям, которые могли произойти в предстоящей экспедиции. На борт «Капитана Мышевского» и атомохода «Сибирь» было завезено продовольствие на 6 месяцев. Хотя зимовка специалистами исключалась, ведь атомоход и дизель-электроход - это не паровые шху­ ны или пароходы на угле. И в случае непредсказуемого выхода из строя энергетической установки атомохода на трассе были еще атомные ледо­ колы «Арктика» и «Ленин». Они готовы были при необходимости прийти на выручку. Перед выходом судов в рейс в Мурманском порту состоялся торжес­ твенный митинг. На нем выступил руководитель экспедиции Б.С. Майна­ гашев. Напомнив, что высокоширотный сквозной рейс под проводкой ледокола в столь ранние сроки выполняется впервые, он отметил, что от результатов этого эксперимента будет зависеть возможность совершения подобных рейсов в последующие годы с учетом сдвига сроков плавания в 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz