Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова ледокола типа «Арктика» высокоширотной трассой с запада на восток». Организация этой экспедиции была возложена на коллектив Мурманско го морского пароходства. Возглавил экспедицию Бронислав Семенович Майнагашев, занимавший в то время должность заместителя начальника Администрации Северного морского пути. Для участия в эксперименте был выбран теплоход «Капитан Мышевский» Дальневосточного морского пароходства, участвовавший в Ямальских операциях, и атомный ледокол «Сибирь» Мурманского морского пароходства. Из воспоминаний Б.С. Майнагашева: «Основными задачами рейса были следующие: - изучение возможности плавания транспортных судов по высокоши ротным арктическим трассам под проводкой атомных ледоколов, их способность противостоять ледовым нагрузкам, что необходимо для подготовки технико-эксплуатационных требований к перспек тивным транспортным судам арктического плавания и ледоколам; - определить эффективность навигационного, гидрографического, авиационного, гидрометеорологического обеспечения плавания в условиях высоких широт; - перевозка около 6 тыс. тонн народно-хозяйственных грузов из Мурманска в Магадан и попутная доставка грузов для организуемой дрейфующей в Восточно-Сибирском море полярной станции СП-24. Еще до выхода в рейс министр морского флота СССР Тимофей Бори сович Гуженко неоднократно подчеркивал, что Мурманское пароходство должно осуществить этот рейс успешно, так как прямое сообщение по Ле довитому океану окажет неоценимую помощь прежде всего народному хозяйству далеких окраин - Чукотки и Колымы. Кроме того, открытие та кого сообщения повысит сохранность грузов, т. к. отпадет необходимость в перевалках на железнодорожных станциях и в морских портах». Береговые службы Мурманского пароходства тщательно готовили суда к любым неожиданностям, которые могли произойти в предстоящей экспедиции. На борт «Капитана Мышевского» и атомохода «Сибирь» было завезено продовольствие на 6 месяцев. Хотя зимовка специалистами исключалась, ведь атомоход и дизель-электроход - это не паровые шху ны или пароходы на угле. И в случае непредсказуемого выхода из строя энергетической установки атомохода на трассе были еще атомные ледо колы «Арктика» и «Ленин». Они готовы были при необходимости прийти на выручку. Перед выходом судов в рейс в Мурманском порту состоялся торжес твенный митинг. На нем выступил руководитель экспедиции Б.С. Майна гашев. Напомнив, что высокоширотный сквозной рейс под проводкой ледокола в столь ранние сроки выполняется впервые, он отметил, что от результатов этого эксперимента будет зависеть возможность совершения подобных рейсов в последующие годы с учетом сдвига сроков плавания в 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz