Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова му льду считалось фантастикой. Только с помощью таких ледоколов, как «Арктика» и «Сибирь», стало возможным обеспечение круглогодичного плавания на Северном морском пути. Несмотря на холод, на рвущийся буксир, атомоход «Сибирь» завершил проводку дизель-электрохода «Па­ вел Пономарев» и в устье реки передал его ледоколу «Капитан Сорокин». До Дудинки оставалось всего около 300 миль, но идти было очень трудно. За вахту проходили всего 2-3 мили. Вся работа «Капитана Сорокина» была построена на ударах. Каждым ударом ледокол пробивал порядка 100 мет­ ров канала, а за час не более одной мили. Движение ледокола ударами признается как крайний случай, чрезвычайное происшествие. Ледокол же шел так две недели. Две недели экипаж был лишен нормального от­ дыха, нормальных бытовых условий. Осложнилось положение и «Павла Пономарева». Судно вынуждено было постоянно находиться в движении. При малейшей остановке и потере движения канал забивался глыбами льда, достигающими 10 кубометров. При 30-градусном морозе через два часа этот канал превращался в монолитный лед с вмороженными в него судами. Сложность проводки по Енисею оказалась значительно сложнее, чем переход по Севморпути. Даже бывалым морякам не приходилось встречать на реке двухметровый ледовый панцирь, закрывший Енисей на всем протяжении до Дудинки. Но несмотря на трудности, экспери­ ментальный рейс на Дудинку был завершен успешно, и 1 мая впервые в истории освоения Крайнего Севера ледокол пробил канал длиною 280 морских миль в тяжелом речном льду и обеспечил проводку дизель- электрохода «Павел Пономарев» по Енисею в столь ранние сроки. Этот рейс стал историческим. Он положил начало круглогодичным плаваниям в Западном районе Арктики. Вся Дудинка тогда собралась на митинг, по­ священный небывалому доселе событию - столь раннему приходу судов. В любом рейсе многое зависит от капитана, но случилось так, что боль­ шую часть того рейса экипаж работал без Виктора Семеновича. В самом его начале Вакула почувствовал себя плохо и был эвакуирован в Диксон- скую больницу. Врачи не разрешили ему оставаться на ледоколе, но уже через несколько суток капитан вернулся на судно. Он был счастлив тем, что ему удалось вырваться из больницы и успешно закончить этот труд­ нейший рейс. 4 мая ледокол «Капитан Сорокин» в Енисейском заливе взял под про­ водку дизель-электроход «Наварин», и уже по пробитому в реке каналу переход был осуществлен всего за трое суток. С окончанием швартовки началась выгрузка. К этому времени «Павел Пономарев» уже закончил выгрузку и уступил место у причала «Наварину». Портовики продемонст­ рировали самые высокие темпы работы. Всего за 6 суток было выгружено более 4 тыс. тонн генерального груза и погружено более 7 тысяч тонн но­ рильской меди и никеля. В день окончания выгрузки в клубе портовиков 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz