Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства судно было поставлено у ледового припая под разгрузку. В операцию «Ямал-78» включился и «Павел Пономарев», который вышел из Мурман ска несколько позже - 21 февраля. На его борту было более 7 тысяч тонн груза. В районе Колгуева у кромки льда под проводку его взял атомный ледокол «Сибирь» и повел к месту выгрузки, где уже выгружался «Нава- рин». В отличие от первых экспериментальных рейсов к Ямалу, в этом году в доставке грузов принимали участие суда не только Мурманского, но и Дальневосточного пароходства, а также танкер «Самбург» Латвий ского морского пароходства грузоподъемностью более 20 тысяч тонн. В течение февраля-марта 1978 года ледоколы Мурманского морского пароходства обеспечили проводку всех судов, предназначенных для доставки грузов нефтяникам и газодобытчикам Ямала. Эксперимент ока зался удачным. Этот сверхранний эксперимент необходим был для прорыва к кругло годичной навигации, что было обусловлено острой потребностью пере возки грузов по Северному морскому пути в течение всего года. Стране необходимы были стратегические металлы Норильского комбината. Предстояло вдвое увеличить их поставку. Для этого требовалось продол жить строительство новых производственных мощностей «Норильского никеля». Вместе с тем интенсивно начала развиваться нефтегазовая промышленность Ямало-Ненецкого округа. На полуостров требовалось завозить огромное количество материалов, конструкций, оборудова ния. Без этого задача дальнейшего развития мощностей комбината и освоение арктического шельфа были бы невыполнимы. Эксперимент имел огромное значение не только для развития нефтегазовой про мышленности Ямала и «Норильского никеля», но и для других отраслей промышленности СССР. Специалисты вспоминают, что вновь поступали предложения рассмотреть вопрос строительства железной дороги, но учеными-экономистами было доказано, что более разумно использовать перевозку грузов уже действующим морским путем. Перед Мурманским пароходством была поставлена задача открытия круглогодичной нави гации. И специалисты пароходства вновь принимают дерзкое решение: направить транспортные суда, принимавшие участие в Ямальской опера ции 1978 года, в Дудинку. Ледоколы, завершив проводку транспортных судов, участвовавших в обеспечении рейсов на Ямал, получили задание продолжить проводку дизель-электрохода «Павел Пономарев» в порт Дудинка. В проводку ди зель-электрохода включился атомный ледокол «Сибирь». С его помощью на коротком буксире «Павел Пономарев» преодолел самые тяжелые льды на подходе к проливу Югорский Шар. Толщина льда достигала 1,5 м. Большие торошения, сжатия превратили море в бурную панораму. До вступления в строй ледоколов типа «Арктика» продвижение по тако 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz