Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова да, преодолев тяжелые льды с помощью ледоколов «Капитан Сорокин», атомоходов «Арктика» и «Ленин», вернулись в Мурманск теплоход «Дмит­ рий Донской» и дизель-электроход «Гижига». Вместе с этими судами, в трюмах которых находилась медно-никелевая руда Норильского никеля, вернулся из Арктики и ледокол «Мурманск», тоже принимавший участие в проводке предпоследнего каравана. А в Дудинке у причала под по­ грузкой уже стояли три дизель-электрохода: «Павел Пономарев» Мурман­ ского морского пароходства, «Капитан Готский» и «Капитан Мышевский» Дальневосточного пароходства. И только 3 февраля ледокол «Капитан Сорокин» взял под проводку в порту Дудинка последнее судно навигации 1977 года, дизель-электроход «Капитан Мышевский», а через трое суток «Мышевский» встретился на трассе с атомным ледоколом «Арктика», и 8 февраля суда пришли в порт Мурманск. С приходом этого каравана завершилась навигация 1977 года, начало которой было положено еще в июне 1977 года. Во время стоянки судов в порту в пароходстве были подведены итоги этой навигации. Отмечалось, что на линии Мурманск- Дудинка-Мурманск судами Мурманского и других пароходств было пе­ ревезено более 2 миллионов тонн груза. Навигация 1977 года оказалась более чем на 100 суток длиннее обычной. Ледокол «Капитан Сорокин» за шесть месяцев своей работы под руководством капитана Виктора Семе­ новича Вакулы и атомоход «Арктика» под командованием капитана Юрия Сергеевича Кучиева прошли во льдах более 30 тысяч миль. Кроме того, на этот год выпал знаменательный поход атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу. В пароходстве уже полным ходом шла подготовка к навигации 1978 го­ да. До ее открытия оставалось несколько дней. Стояли в Мурманском порту под погрузкой дизель-электроходы «Наварин» и «Павел Понома­ рев», направлявшиеся к побережью Ямала. Предстояло перевезти более 76 тысяч тонн груза для нефтяников и газодобытчиков полуострова. Длина пути - около 600 миль, из них 400 - в тяжелых льдах. 16 февраля 1978 года в свой первый рабочий рейс вышел атомный ледокол «Сибирь». Следом за атомоходом в арктические широты с грузом к Ямалу вышел уже не однажды проверенный в работе на ледовых трассах дизель-элек- троход «Наварин». Его сопровождал ледокол «Капитан Сорокин». Кроме «Сибири» и «Капитана Сорокина» к проводке судов подключился атом­ ный ледокол «Ленин», который покинул Мурманск уже после 20 февраля. Ледовая обстановка на пути следования к Ямалу была сложной. Канал, пробитый ледоколами, сразу же затягивался. «Наварин» испытывал очень сильные сжатия. Несмотря на профессионализм экипажа в высокоширот­ ном плавании, вырваться из ледового плена выходило не всегда. Не уда­ валось избежать плавания на коротком буксире. Сжатия были настолько сложны, что буксирные тросы дважды обрывались. И только 20 февраля 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz