Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова территорий, обустройству и освоению трассы Северного морского пути. На отечественных судостроительных верфях были заложены и постро­ ены серия современных ледоколов и судов ледового класса. Получили значительное развитие работы по метеорологическому и авиационному обслуживанию трассы, осуществлена первая высокоширотная экспеди­ ция на ледокольном пароходе «Садко», и в 1937 году организована пер­ вая научная станция на дрейфующих льдах в районе Северного полюса. Роль и значение Северного морского пути как транспортной магистрали определялись прежде всего потребностями промышленного освоения и успешного функционирования хозяйственных комплексов, прилегаю­ щих к трассе районов арктического побережья как важнейшего фактора стабилизации экономики и обеспечения национальной безопасности молодой советской республики. С 30-х годов советское правительство целенаправленно проводило политику развития Северного морского пути. Были выполнены сквоз­ ные рейсы на экспедиционных судах, началось регулярное плавание транспортных судов с народнохозяйственными грузами по всей трассе; обеспечены сквозные прохождения транспортных судов за одну навига­ цию, и во всех экспедициях участвовали мурманские моряки. Главсевморпуть, как стали называть эту систему, получил в свое рас­ поряжение и управление практически весь ледокольно-транспортный флот и все ледоколы, а также речные суда, порты и портопункты от Коль­ ского полуострова до Владивостока. Кроме того, в его подчинение вошли гидрографическая служба и полярная авиация. Это, по оценкам специа- листов-профессионалов, был положительный фактор - все мореходное хозяйство Севера было сосредоточено в одной системе. Но даже краткое перечисление функций этого созданного Главка поражало воображение немыслимым многообразием сфер его деятельности. Вспомним только некоторые из них: создать в наиболее приемлемых местах угольные базы, произвести элементарное портовое оборудование, организовать в нескольких арктических пунктах самолетные базы для ледовых разведок, разработать тип ледоколов для работы на трассах Арктики, разработать план аэрофотосъемки побережья Ледовитого океана и т. д. Было пере­ дано в Главсевморпуть строительство на всем арктическом побережье портов и портопунктов, предприятий деревянного судостроения и судоремонтных заводов, промышленных рудников, отраслей рыбной и зверобойной промышленности, обеспечение техническим снабжением, продовольствием, создание торговой и заготовительной систем, подго­ товка кадров и др. В конце тридцатых годов огромное значение в освоении морей Арк­ тики стал играть незамерзающий порт Мурманск. В эти годы Кольский полуостров превратился в крупный промышленный район с предприяти­ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz