Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства В Арктике круглый год Еще в начале XX века слово «навигация» было связано с плаванием по чистой воде, т. е. от схода льда до образования на поверхности воды ле­ довых полей. Круглый год великий Северный морской путь скован льдом. Льдов бывает больше, бывает меньше. Это зависит от направления ветра, который носит огромные ледовые поля. Именно в Арктике, в Северном Ледовитом океане моряки Мурманского морского пароходства опро­ вергли привычные когда-то понятия «нереальности плавания» в аркти­ ческих льдах, поставив себе на службу самую современную технику. И вот уже около 40 лет круглый год, зимой и летом, перевозят морские транс­ портные суда грузы для жителей городов и населенных пунктов Сибири и Дальнего Востока. С включением в состав флота Мурманского морского пароходства атомных ледоколов и транспортных судов усиленного ледо­ вого класса сроки навигации постепенно увеличивались. Но вернемся в январь 1978 года. 21 января на озере Среднем в Мур­ манске состоялась традиционная лыжная гонка на приз закрытия арк­ тической навигации 1977 года. Победители были награждены призами. А спустя всего несколько дней в Мурманск пришел дизель-электроход «Гижига», на котором в адрес организаторов гонки поступило письмо от дублера капитана атомного ледокола «Арктика» Анатолия Алексеевича Ламехова. Он сообщал: «С призом получается неувязка. В то время, когда лыжники боролись за приз закрытия навигации 1977 года, мы и не думали ее закрывать. А наоборот, вели очередное судно во льдах Енисейского пролива для передачи его под проводку следующему ледоколу. Трасса Мурманск-Дудинка-Мурманск стала оживленной. Ничего подобного в такой период еще не было в истории арктического плавания». Вступив в состав действующего флота Мурманского морского паро­ ходства в октябре 1977 года, теплоход «Дмитрий Донской», первый из се­ рии «полководцев», под командованием капитана Леонида Степановича Селиверстова стал на линию Мурманск-Дудинка-Мурманск. Свой второй арктический рейс экипаж осуществлял в декабре в тяжелых ледовых ус­ ловиях. Ураганные ветры, сжатия, сильные морозы затрудняли плавания. Но несмотря на это, в канун нового, 1978 года теплоход доставил в Дудин­ ку в полной сохранности 12 тысяч тонн груза. Для портовиков Дудинки это было первое судно из серии рудовозов, прибывших в порт в такой поздний срок, в самом конце декабря. И только в конце января 1978 го­ 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz