Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства морского пароходства, порта, принимавших участие в организации и проведении экспериментального сверхраннего рейса, с досрочным ус­ пешным завершением первого этапа экспедиции по доставке грузов для нефтегазовиков Ямала. Желаю вам, дорогие товарищи, дальнейших успе­ хов в деле выполнения ответственного задания по увеличению периода арктической навигации. Т. Гуженко, министр морского флота СССР». Вслед за «Гижигой» к Харасавэю были проведены «Наварин» (капитан В.И. Пше­ ничный) и «Павел Пономарев» (капитан В.В. Михайличенко). В эту нави­ гацию планировалось, что все три судна совершат к ледовому причалу Ямала по два рейса. Завоз грузов продолжался и в апреле. Последним транспортом, подошедшим к припайному льду мыса Харасавэй, был дизель-электро- ход «Наварин». Его экипажу выпала честь закрыть экспериментальную экспедицию к Ямалу. Судно для «Комигазпрома» доставило последнюю партию оборудования. Наши моряки вместо запланированных шести рейсов сделали пять. Так быстро груз был доставлен газодобытчикам за счет грамотной эксплуатации судов и сверхплановых загрузок. Арктиче­ ский эксперимент 1977 года был завершен досрочно. В результате этой навигации на полуостров было доставлено более 30 тысяч тонн грузов, необходимых для газодобытчиков. Руководил данными сверхранними операциями штаб, который возглавлял один из опытнейших ледовых капитанов Мурманского пароходства Василий Андрианович Куроптев. Таким образом, уже в 1977 году коллектив Мурманского морского пароходства мог гоодиться тем, что их ледокольные и транспортные суда работают почти круглый год. Зимой ледоколы работали во льдах Балтики, в феврале-апреле обеспечивали ранние весенние перевозки важных народно-хозяйственных грузов к берегам Ямала, затем суда-снабженцы под проводками ледоколов направлялись к арктическим архипела­ гам для обеспечения полярников всем необходимым, а после этого в июне начиналась работа на трассе Северного морского пути. Начиная с 1970 года «навигационный период был продлен с 5 до 10 месяцев. Объем перевозок грузов увеличился в 36 раз». (И.Н. Чесноков. Порт приписки - Мурманск. Мурманск, 1989). Третья Ямальская навигация, выполненная в 1978 году, стала уже при­ вычной для коллектива моряков и работников береговых служб Мурман­ ского морского пароходства. Началась она почти на две недели раньше предыдущих. А по продолжительности составила два месяца. В 1978 году в рейсах к Ямалу уже принимали участие суда Северного и Дальневос­ точного пароходства. Атомному ледоколу «Сибирь» в эту навигацию пришлось пробивать торосистые льды от 3 до 5 метров. Но ранее уже был наработан опыт разгрузки судов на ледовый припай. В результате «Павел Пономарев» выгрузился на два дня раньше срока. Хорошей организации 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz