Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова танавливаться далеко от берега, и все грузы надо сначала перегружать на мелкие плавсредства, а потом их уже тянуть к берегу. С учетом этих и других причин и было решено повторить прошло­ годний опыт: доставить технику и грузы на припай - прибрежный лед у Ямала, а точнее у мыса Харасавэй. Только уже не в апреле - намного рань­ ше. Начало нынешнего плавания намечалось на конец февраля. Причем через ледовые поля пройдут не два судна, как в 1976 году, а уже целая экспедиция. Ее поведет атомный ледокол «Арктика», который почти вдвое сильнее первого в мире атомного ледокола «Ленин», его мощность - 75 ОООлоша­ диных сил. Вместе с ним будет следовать дизель-электрический ледокол «Мурманск» мощностью 26 ООО лошадиных сил. Они пробьют канал для транспортных дизель-электроходов усиленного ледового класса «Гижи­ га», «Наварин», «Павел Пономарев», каждый из которых дважды пройдет из Мурманска к Харасавэю. Плавание, повторяю, экспериментальное, оно даст новые фактичес­ кие материалы, необходимые для работы в будущем и морякам, и кораб­ лестроителям, ученым, специалистам Мингазпрома и других отраслей народного хозяйства, которые участвуют в освоении труднодоступных районов. Одна из главных его задач чисто экономическая - определить пути снижения транспортных расходов на Севере в ближайшие годы и на перспективу». Эксперимент 1977 года начался 28 февраля. Из Мурманска вышли и взяли курс на Ямал атомоход «Арктика» под командованием капитана Юрия Сергеевича Кучиева и ледокол «Мурманск», на мостике которого находился капитан Владислав Степанович Смолягин. Вскоре за ними из порта Мурманск вышел дизель-электроход «Гижига» под командованием капитана Валерия Шестопалова. В его трюмах находилось 8467 тонн груза для «Комигазпрома»: оборудование и строительные материалы, автома­ шины и тракторы,дизельное топливо и продукты. Суда встретились на траверзе мыса Канин Нос, и ледокол «Мурманск» взял «Гижигу» под проводку, а у острова Колгуев караван принял атомный ледокол «Арктика». Сжатия и сильное торошение льда мешали продви­ жению каравана, но несмотря на это, уже 4 марта дизель-электроход был заведен в припай, и началась выгрузка. К началу выгрузки газодобытчи­ ками уже была подготовлена ледовая трасса для движения автомобилей и тракторов. Ежедневно моряки совместно с газодобытчиками разгру­ жали 1100 тонн. После удачной разгрузки министр морского флота СССР направил в адрес Мурманского пароходства следующую телеграмму: «С победой! Поздравляю моряков атомного ледокола «Арктика», ледоко­ ла «Мурманск», дизель-электрохода «Гижига», работников Мурманского 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz