Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства зель-электроход, а самим заняться предварительной прокладкой канала к берегу. Припайный лед до берега представлял сплошные торосы высотой выше человеческого роста. Толщина льда достигала от 2 до 4,5 метра. Форсируя такой лед ударами, ледокол проходил после каждого удара расстояние не более длины корпуса ледокола, т. е. 130 метров. Пришлось прокладывать канал до 4-5 ширин корпуса ледокола, т. е. примерно до 150 метров, т. к. всплывающие обломки льда не позволяли ледоколу иметь хороший разбег для очередного удара. Кроме того, форсируя столь тяжелый лед ударами, ледокол часто заклинивался в торосах, и выходить из заклинивания приходилось только с помощью дифферентной системы ледокола. Всего на преодоление этих последних 18 миль потребовалось нам 90 часов 40 минут, т. е. почти четверо суток. 11 апреля, в 8.00 дизель-электроход «Павел Пономарев» был установ лен нами в точке выгрузки на небольшом участке ровного льда у берега. Сюда автомашины, тракторы с санями могли по ровному льду беспрепят ственно подходить к борту дизель-электрохода за грузом. 18 апреля к 12.00 выгрузка груза и оформление грузовых документов были закончены, и ледокол приступил к проводке дизель-электрохода «Павел Пономарев» уже от мыса Харасавэй обратно на запад. 20 апреля в точке 71 градус 00,5 / 50 градусов 26,0 дизель-электроход был нами выведен изо льда на чистую воду и отпущен следовать самосто ятельно в Мурманск. Всего на этот рейс было затрачено 17 суток и 12 часов. Пройдено во льдах 963,7 мили. Значение этого экспериментального рейса трудно переоценить. Во-первых, транспортный процесс по доставке труб большого диамет ра с 8 месяцев сокращался до 3 недель. Трубы доставлялись без повреж дений. Во-вторых, этот рейс позволил руководству Министерства морского флота и Мурманского морского пароходства в следующем, 1977 году на править атомоход «Арктика» к Ямалу на два месяца раньше». Перед началом эксперимента 1977 года министр морского флота Тимофей Борисович Гуженко дал интервью корреспонденту газеты «Из вестия» Василию Захарько, в котором рассказал: «В скором времени сюда, на Ямал, потребуется завезти уже многие сотни тысяч тонн грузов и слож нейшей техники. И в основном только морем - ведь железной дороги здесь нет, в обозримом будущем ее не будет, а по воздуху всего не наво зишься. Но летом, из-за все еще коротких сроков навигации, невозможно забросить сюда все необходимое. Очень осложняет транспортную связь с Ямалом и то обстоятельство, что из-за мелководья суда вынуждены ос 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz