Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова без нарушения техники безопасности. Вскоре вся доставленная на полу­ остров техника начала работать. А для этого и был проведен эксперимент. 20 апреля в 16 часов в районе острова Колгуев - там, где началось плавание дизель-электрохода «Павел Пономарев» под проводкой ато­ мохода «Ленин», суда расстались. Атомоход последовал на трассу Север­ ного морского пути, а электроход взял курс на Мурманск. Эксперимент в Арктике, небывалый по дерзости и строгому инженерному расчету, завершился успешно ранее обычного почти на три месяца. Это была еще одна из побед прекрасно организованного, высокопрофессионального коллектива моряков и тружеников берега, работников аппарата управле­ ния Мурманского морского пароходства. Он еще на один шаг приблизил человечество к реализации мечты моряков - работать на арктических трассах в любое время года. А вот как вспоминал об этом рейсе сам капитан атомохода «Ленин» Борис Макарович Соколов. Не так много его воспоминаний осталось на страницах газет и журналов, поэтому хочу привести их полностью: «29 марта в 22.45 по распоряжению ЧЗМ Кашицкого А.М. из точки 70 градусов 09,5 северной /52 градуса 17,0 восточной (немного восточнее меридиана острова Колгуев) последовали в разведку льда корпусом в район Карских ворот. 31 марта в 15.00, находясь в точке 70 градусов 21,7 северной / 57 гра­ дусов 41,5 восточной, получили распоряжение ЧЗМ Кашицкого А.М. прервать дальнейшую разведку льда корпусом и возвращаться на запад на встречу д/э «Павел Пономарев», который в этот день в 07.30 вышел из Мурманска. Капитаном был Владимир Владимирович Михайличенко. 03 апреля в 04.15 мск в точке 69 градусов 48,2 северной /47 градусов 42,0 восточной а/л «Ленин» и д/э «Павел Пономарев» встретились. Павел Акимович Пономарев, опытный полярный капитан, прорабо­ тавший на флоте 50 лет, из которых большую часть в Арктике, был первым капитаном атомного ледокола «Ленин», участвовал в его постройке и ходовых испытаниях в Финском заливе, а также ледовых испытаниях в Арктике в 1960 году. Поэтому нам было очень приятно выполнить задание руководства Мурманского пароходства, провести впервые в зимнее вре­ мя дизель-электроход к полуострову Ямал. В ночь с 4 на 5 апреля на коротком буксире мы провели дизель-элек­ троход «Павел Пономарев» через Карские ворота, которые были забиты мощным торосистым льдом. Дальнейшая проводка дизель-электрохода от Карских ворот на восток к полуострову Ямал не представляла серь­ езных осложнений до точки 71 градус 07,8 / 66 градусов 07,8, к которой мы подошли 6 апреля в 08.50. До берега, до места выгрузки, оставалось пройти всего лишь 18 миль. В этой точке нам пришлось остановить ди­ 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz