Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства работу по планомерному изучению Арктики. Но хозяйственная деятель ность в этом регионе по-прежнему развивалась в отрыве от научных исследований, что сказывалось на темпах освоения Арктики. Это стало особо ощущаться после того, как Центральный Комитет Коммунистиче ской партии поставил перед советскими полярниками задачи: проложить и освоить сквозной Северный морской путь. Эти задачи могла выполнить только организация, наделенная широкими полномочиями по проведе нию работ в Арктике. Так сама жизнь подготовила появление Главного управления Северного морского пути, специальной правительственной организации для руководства всем комплексом работ по освоению Арк тики. После успешного перехода по морям Северного Ледовитого океана ледокольного парохода «Александр Сибиряков» за одну навигацию Пра вительство СССР своими решениями от 17 и 20 декабря 1932 года создало единый орган - Главк по управлению всеми делами на Севере - Главное управление Северного морского пути (ГУСМП). Правительством были вложены большие средства из общественных фондов в инфраструктуру, необходимую для воплощения в жизнь плана создания и освоения Се верного морского пути. Новая государственная структура должна была «проложить Северный морской путь от Белого моря до Баренцева проли ва, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспе чивать безопасность плавания по этому пути». Было проведено широкое инвестирование в развитие инфраструктуры северного побережья: портов, навигационных средств и разветвленного административного аппарата. В августе 1933 года, отправляясь в арктическую экспедицию на пароходе «Челюскин», в своем выступлении на митинге трудящихся го рода Мурманска руководитель экспедиции Отто Юльевич Шмидт сказал: «Северный морской путь мы окончательно освоим, и Мурманск будет его началом». Первым начальником Главного управления Северного мор ского пути был назначен Отто Юльевич Шмидт - советский ученый, мате матик, географ, геофизик, астроном, известный в стране исследователь Севера. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за руководство организацией дрейфующей станции «Северный полюс-1» Шмидту Отто Юльевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вру чением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда». Вновь созданное Управление было наделено огромными полномо чиями. Тогда же были созданы территориальные управления Север ного морского пути. Создано было такое управление и в Мурманске. Определено и место базирования советского парового и дизельного ледокольного флота. Портами его приписки стали Архангельское и Даль невосточное территориальные управления. В стране начали осущест вляться мероприятия по подготовке к практическому освоению северных 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz