Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства работу по планомерному изучению Арктики. Но хозяйственная деятель­ ность в этом регионе по-прежнему развивалась в отрыве от научных исследований, что сказывалось на темпах освоения Арктики. Это стало особо ощущаться после того, как Центральный Комитет Коммунистиче­ ской партии поставил перед советскими полярниками задачи: проложить и освоить сквозной Северный морской путь. Эти задачи могла выполнить только организация, наделенная широкими полномочиями по проведе­ нию работ в Арктике. Так сама жизнь подготовила появление Главного управления Северного морского пути, специальной правительственной организации для руководства всем комплексом работ по освоению Арк­ тики. После успешного перехода по морям Северного Ледовитого океана ледокольного парохода «Александр Сибиряков» за одну навигацию Пра­ вительство СССР своими решениями от 17 и 20 декабря 1932 года создало единый орган - Главк по управлению всеми делами на Севере - Главное управление Северного морского пути (ГУСМП). Правительством были вложены большие средства из общественных фондов в инфраструктуру, необходимую для воплощения в жизнь плана создания и освоения Се­ верного морского пути. Новая государственная структура должна была «проложить Северный морской путь от Белого моря до Баренцева проли­ ва, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспе­ чивать безопасность плавания по этому пути». Было проведено широкое инвестирование в развитие инфраструктуры северного побережья: портов, навигационных средств и разветвленного административного аппарата. В августе 1933 года, отправляясь в арктическую экспедицию на пароходе «Челюскин», в своем выступлении на митинге трудящихся го­ рода Мурманска руководитель экспедиции Отто Юльевич Шмидт сказал: «Северный морской путь мы окончательно освоим, и Мурманск будет его началом». Первым начальником Главного управления Северного мор­ ского пути был назначен Отто Юльевич Шмидт - советский ученый, мате­ матик, географ, геофизик, астроном, известный в стране исследователь Севера. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за руководство организацией дрейфующей станции «Северный полюс-1» Шмидту Отто Юльевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вру­ чением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда». Вновь созданное Управление было наделено огромными полномо­ чиями. Тогда же были созданы территориальные управления Север­ ного морского пути. Создано было такое управление и в Мурманске. Определено и место базирования советского парового и дизельного ледокольного флота. Портами его приписки стали Архангельское и Даль­ невосточное территориальные управления. В стране начали осущест­ вляться мероприятия по подготовке к практическому освоению северных 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz