Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства Судно, стоящее под выгрузкой, примерзает, его может выжать на мель, или, освободившись от части груза, став легче, оно выскочит из своей полыньи, ломая грузовую площадку и кренясь. Все это может случиться в непроглядную пургу. А если оттепель, ведь грузовые операции велись в конце зимы, это не слаще: ледовые площадки покрываются сверху талой водой, до метра глубиной... Так что Арктика и здесь сопротивляется до конца. 8 апреля в течение всего дня главный государственный инспектор Администрации Северного морского пути Г.Д. Бурков, капитан-настав­ ник Мурманского пароходства В.А. Куроптев, капитаны Б.М. Соколов и В.В. Михайличенко, командир вертолета МИ-6 Е.П. Бриллиантов и пред­ ставители Миннефтегазпрома обсуждали возможность начать выгрузку дизель-электрохода до постановки его к намеченному месту. Останови­ лись на том, что домики, столь необходимые геологам, следует выгружать вертолетом. Летчики согласились попробовать. Лететь предстояло на полуостров Ямал к мысу Харасавэй. И вот 8 апреля в 18 часов 35 минут винтокрылый богатырь поднял с палубы в воздух первый домик. Выгруз­ ка началась. В 19.10 домик благополучно был доставлен на место назна­ чения. «Мы должны были помочь разгрузить корабль. Сложность была в том, что весь основной груз для работ находился в трюме под люками, которые были заставлены балками для проживания вахтовиков. Балки мы должны были снимать прямо с судна, - рассказывал пилот. - Но чтобы вдруг не повредить вертолет и корабль, кран на борту спускал балок на лед, а мы цепляли его тросом и несколько метров тащили по льдине. Ра­ ботать приходилось ювелирно». За работу, которую в апреле 1976 года на МИ-6 выполнили Бриллиантов и его коллеги, возглавляемый им экипаж признали лучшим в Советском Союзе. А 10 апреля, пробив тридцатикилометровый канал в поле огромных ледовых торосов, атомоход «Ленин» вывел транспортное судно в задан­ ную точку у полуострова Ямал, где были подготовлены ледовые дороги для перевозки домиков, топлива, техники. Девять трудных суток, днем и ночью, в любую погоду шла выгрузка на припай. Четыре тысячи тонн грузов ушли из трюмов судна на спе­ циальные ледовые площадки. К 16 апреля на припай была доставлена 2081 тонна грузов. В погрузке участвовали не только пономаревцы, но и ледокольщики. На атомном ледоколе «Ленин» была создана рабочая бри­ гада из 18 моряков, которые участвовали в выгрузке. А 17 апреля - в день коммунистического субботника - пономаревцы и атомоходцы, соревну­ ясь с газовиками Ямала и экипажем вертолета МИ-6, доставили на берег весь плановый груз. За эти сутки было выгружено более 1 тысячи тонн. Следует отметить, что груз был доставлен без коммерческого ущерба и 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz