Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова Эксперимент с продлением весенней навигации смело начали гото вить ведущие специалисты пароходства. Подготовка велась очень тща тельно. Экипажи судов укомплектовывались лучшими кадрами. Атомным ледоколом «Ленин» командовал Борис Макарович Соколов, а дизель- электроходом «Павел Пономарев» - Владимир Владимирович Михайли- ченко. Возглавлял экспедицию капитан-наставник Василий Андрианович Куроптев. Помощь каравану должна была оказывать полярная авиация, гидрографы, гидрометеорологии и другие службы. Судам предстояло пройти сквозь торосистые льды около трехсот пятидесяти миль. И эксперимент начался. 31 марта 1976 года, на три месяца раньше обычного срока начала навигации, атомный ледокол «Ленин» вышел из Мурманска, взяв курс в высокие арктические широты. Атомоход вышел на меридиан острова Колгуев, где начинались поля сплошных льдов. Там планировалась встреча с дизель-электроходом «Павел Пономарев», на борту которого находились грузы, предназначенные для геологов на мысе Харасавэй. Необходимо было завезти домики, технику, топливо, снаряжение. Сверхраннее начало арктической навигации для того периода - собы тие необычное. История освоения Арктики такого еще не знала. Поэтому предварительно атомоход произвел разведку предстоящего пути - поп робовал, как выражаются моряки, «на зуб» ледяной покров, определяя его толщину и степень проходимости. Путь оказался нелегким. В проливе Карские ворота «Ленин» вошел в такое снежно-ледовое месиво, что про движение его прекратилось. Но с помощью умелой работы командира вертолета Виталия Покумейко и инженера-гидролога Андрея Смирнова, маневрируя между ледяными полями, ледоколу удалось выбраться из ледового плена и вернуться к месту встречи с дизель-электроходом. В ночь со 2 на 3 апреля суда встретились в запланированном районе острова Колгуев. Отсюда начался совместный рейс, к которому было при ковано внимание всей страны. Ему суждено было вписать новую страницу в историю освоения Арктики. Припайный лед у полуострова достигал толщины полтора-два метра, а в торосах - до четырех. За восемь часов суда проходили в среднем 10 ка бельтовых. Но чем ближе к цели, тем тяжелее становился лед. Движение застопорилось. Работали ударами. Ледокол то и дело заклинивало. Слу чалось, что полтора часа стояли на месте. Особенно трудными оказались последние три мили. Суда продвигались с большим трудом, торосистый лед достигал пяти метров толщины. 5 апреля караван подошел к ледо вому припаю Ямала и встал в 25 милях от места выгрузки. Довести груз до Ямала - это только половина дела, надо еще суметь удачно выгрузить. Льды, как известно, находятся в движении, береговой припай может оторвать, а грузовая площадка и ледовая дорога покрыться трещинами. 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz