Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова Благих. Архконтора Штерк. ЦЗМ Гуженко». В итоге к обычному сроку на­ вигация была удлинена на 35 суток. После первого экспериментального рейса Мурманским пароходством было проведено целых восемь арктических навигаций, чтобы сделать ее круглогодичной. Многовековая мечта моряков и ученых превратилась в реальность. Круглогодичная навигация изменила ситуацию с завозом грузов для Норильского горно-металлургического комбината и вывозом его продукции. «Хотя в ходе эксперимента стоимость одной тонны, до­ ставленной по СМП, в пять раз дороже, чем во время летних навигаций, все же она в десять раз ниже, чем при использовании авиатранспорта», - утверждал Б.И. Колесник, директор Норильского комбината. С 1972 года продленная навигация на Дудинском направлении стала проводиться ежегодно. Каждый последующий год срок навигации расши­ рялся. Проводились «продленки». Число судов на трассе увеличивалось, росло количество перевозимых грузов. Но уже в конце ноября-декабре ледоколы не справлялись с проблемой проводки транспортов, суда имели слабые корпуса и безаварийно не могли работать на трассах. Для успешного плавания транспортных судов по трассе Северного морского пути нужны новые атомные ледоколы. Результаты эксперимента 1970 года были серьезно проанализиро­ ваны, и на базе данных выводов в Министерстве морского флота разра­ ботан программный документ для дальнейшего строительства морских судов для Арктики. Решение о строительстве трех дизель-электрических, двух атомных ледоколов по 75 тыс. л. с. и атомных ледоколов с небольшой осадкой для работы во льдах северных рек и на арктическом мелководье типа «Таймыр» было утверждено Коллегией Минморфлота еще 4 февраля 1970 года. Предусматривалось также строительство транспортных мощ­ ных дизель-электрических судов серии «полководцев» и серий СА-12 и СА-15 с ледовым классом «УЛА». Уже в конце 70-х годов флот Мурманского морского пароходства на­ чал пополняться новыми арктическими судами. Это были суда ледового класса, построенные в Германской Демократической Республике и Фин­ ляндии. Суда были названы именами русских полководцев, за что серию этих судов назвали «полководцами». Предназначались они для самосто­ ятельного плавания во льдах, включающих движение в разводьях между льдинами, преодоление стыков ледяных полей и участков относительно тонких сплошных льдов, или плавания во льдах под проводкой ледокола. Этим судам разрешено было плавать во всех морях Арктики. Благодаря этому эксперименту и последующим рейсам через двадцать лет в Фин­ ляндии по заказу СССР для Мурманского пароходства были построены мелкосидящие атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», способные рабо­ тать в Енисее в любое время года. 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz