Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
В.И. Карепова портовской проблемой оказалась «теплая руда» рудника «Маяк». Руда в думпкарах смерзлась, и «прямого варианта» с вагонов не получилось. Пришлось работать с подтоварки, где мы руду дробили бульдозерами. Раздавливали крупные куски, переохлаждали ее и в измельченном виде грузили грейферами в трюмы судна без проблем. Но все же руда в трюме смерзлась за время пути до Мурманска, и портовики Мурманского порта вспоминали нас недобрым словом, но справились с выгрузкой. Самым большим торжеством и триумфом для нас, портовиков и моряков, было то, что через семь намеченных суток судно отошло от причала... Было два митинга и один товарищеский (прощальный) ужин в ресторане «Элден». Первый митинг был и радостный, и тревожный. Поздравляли с перехо дом, но понимали серьезность обработки у причала. Говорили скупо. Второй митинг был полон радости, по окончании работы, но тревожен по причине предстоявшего рейса в Арктику. Мы говорили много, моряки скупо, мало, и все невольно поглядывали в ту сторону (на север), куда должен был уйти караван», - вспоминал начальник Дудинского морского порта А.Г. Кизим. (Г.Д. Бурков, В.И. Полищук. Легендарный поход «Гижиги». Норильск, 2005). 26 ноября в трюмы «Гижиги» ушла последняя тонна груза, и вновь состоялось чествование моряков Мурманского пароходства портовика ми и норильчанами. На причале состоялся митинг, было сказано много слов благодарности, а уже в 09.00 московского времени под проводкой ледокола «Капитан Воронин» дизель-электроход отошел от причала, взяв курс на Мурманск. Поднялась сильнейшая пурга, с мостика носа судна не было видно, но морякам не впервые было работать в таких условиях. Хотя их и называли героями, они не видели в этом героизма: мужество, смелость, отличное знание дела, точный расчет - все это было нормой для покорителей Арктики - моряков Мурманского морского пароходства. Об ратный путь был трудным. «Гижига» шла с ледоколом на коротком буксире «на усах». Ветер 9 баллов, снежные заряды, метель, нулевая видимость. За четыре часа - за вахту - отошли от Дудинки всего на 24 мили. Чуть приутих ветер, и тогда было решено провести испытания. Судно пошло по каналу самостоятельно, т. е. поставили ледокол «Капитан Сорокин» за «Гижигой». С натугой, но оно шло в забитом снегом канале. Через 48 ча сов напряженного плавания караван вышел к месту стоянки атомного ледокола «Ленин», который взял «Гижигу» на буксир и 3 декабря, на сутки раньше, завершил экспериментальный рейс. С грузом норильской руды дизель-электроход «Гижига» прибыл в порт приписки Мурманск, затратив на весь рейс, включая обработку судна в Дудинке, всего 23 дня. Так в ис торию освоения Северного морского пути специалистами Мурманского морского пароходства была вписана еще одна замечательная страница. 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz