Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова На северных окраинах страны начали строиться первые морские порты. В 1928 году построен порт Игарка. В этот период широкое развитие получили Карские и Колымские операции, апробировано применение ледокольного флота в условиях высокоширотных рейсов, расширена сеть полярных станций. Уже в те далекие годы наша страна была в состоянии гарантировать повседневный эффективный контроль за плаванием в Арктике и обеспечить безопасную ледокольную проводку транспортных судов. На всем протяжении Северного морского пути Советский Союз мог предоставить возможность безаварийного прохода иностранным торго­ вым судам в ледовых арктических морях и обеспечить им необходимое обслуживание. В советский период развитие Арктики стало предметом открытой по­ литики СССР. На Севере положено начало осуществлению государствен­ ных мероприятий по улучшению жизни и быта народов Севера. В конце двадцатых годов в стране начала осуществляться подготовка по прак­ тическому освоению северных территорий, обустройству и освоению трассы Северного морского пути. В 1924 году в Мурманске было создано агентство, которое стало обслу­ живать суда не только мурманские, но и Северного, и других пароходств, а в 1926 году Мурманскому морскому агентству были переданы еще функции отделения Ленинградской фрахтовой конторы. Апробировано применение ледокольного флота в условиях высокоширотных рейсов. Расширена сеть полярных станций. В 1928 году мурманчане участвовали в снаряжении экспедиции на ледоколе «Красин» для спасения ученых- исследователей, потерпевших катастрофу на дирижабле «Италия». Уже тогда стало ясно, что Мурманск в освоении Арктики будет играть одну из важных ролей в стране. В эти годы был осуществлен широкий комплекс научно-технических и строительных работ по сооружению морских портов и угольных баз на трассе Северного морского пути. В 1933 году был основан порт Певек, и уже через несколько лет он стал важным региональным портом благода­ ря освоению Северного морского пути. В этом же году создан порт Тикси как один из пунктов Северного морского пути. Через Тикси осуществлял­ ся ввоз продовольственных и промышленных товаров, стройматериалов, топлива и оборудования, происходила перевалка грузов с морских судов для населенных пунктов на берегах рек Хатанга, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма. Вывозился лес и пиломатериалы. В эти годы положено начало осуществлению государственных мероприятий по улучшению жизни и быта народов Севера. В 1928 году для руководства научными работами, проводимыми в Арк­ тике, Совет народных комиссаров образовал Арктическую правитель­ ственную комиссию. Этот высокоавторитетный орган проделал огромную 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz