Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства партии Колониченко, первый секретарь Дудинского городского комите­ та партии Миргунов, начальник порта Кизим и я. Был мороз, все сильно продрогли. Во время выгрузки лопнула обшивка надстройки в каюте третьего помощника капитана... После выгрузки перешли на причал пог­ рузки. Руда в думпкарах смерзлась, и когда опрокидывали думпкар, то руда сваливалась большими кусками, примерно в три куска с думпкара, которые рыхлил «Катерпиллер», - вспоминал капитан «Гижиги» Вячеслав Николаевич Маков. (Г.Д. Бурков, В.И. Полищук. Легендарный поход «Гижи­ ги». Норильск, 2005). Несколько дней вДудинке, пока судно выгружалось и принимало груз, пролетели незаметно. Моряков Мурманского пароходства жители Дудин­ ки принимали как дорогих гостей, они совершили экскурсию по городу, побывали на Норильском горно-металлургическом комбинате, встре­ чались с трудящимися города. На судне побывали учащиеся 18 классов различных школ города. 20 ноября в пять адресов участников экспериментального рейса (Мурманское морское пароходство, штаб морских операций, экипаж д/э «Гижига», порт Дудинка и Норильский ГОК) поступила правительст­ венная телеграмма следующего содержания: «Министерство цветной металлургии СССР сердечно поздравляет отважных моряков участников ледокольной проводки теплохода «Гижига» зпт а также всех организато­ ров этого замечательного рейса впервые истории Северного морского пути доставивших такое позднее время года груз Норильскому горно-ме- таллургическому комбинату тчк Надеемся что результаты изучения опыта проводки судов ледовых условиях значительно увеличат сроки навига­ ции в Арктике тчк Просим передать членам экипажей судов пожелание доброго здоровья благополучного возвращения домой зпт дальнейших трудовых успехов тчк Министр цветной металлургии Ломако...». Но только приступили портовики Дудинки к погрузке, как получили неожиданно сюрприз. Судно не меняло осадку и не тонуло при загрузке. Пришлось опускаться в воду водолазам, чтобы понять происходящее. Оказалось, что, во-первых, носовые трюмы под водой обросли льдом, т. к. «холодная руда» имела значительное количество холода и стремительно отдавала его через металлическое днище «теплой воде». Во-вторых, при выгрузке корпус судна медленно выходит из воды и промерзает тонкими ледяными наростами, а при погрузке входит в воду всеми сечениями. Расчеты специалистов показали, что проломить сопротивление льда на корпусе и кромках «судовой майны» груза не хватит. «Даже трудно пред­ ставить, что было бы, если бы мы эту проблему поручили каким-либо инс­ титутам. Никто не решил бы эту задачу так, как специалисты Мурманского пароходства, портовики Дудинки и специалисты комбината. ... Решили проблему, не останавливая погрузку-выгрузку «Гижиги». Нашей внутри- 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz