Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова ходил «Мурманск» и тоже застревал в этой «каше». Под конец разгонялся дизель-электроход «Гижига» и тоже застревал. При совместной работе ма­ шинами назад, примерно 15-20 минут, ледоколы получали движение, об­ ходя эту «кашу» стороной», - вспоминал капитан д/э «Гижига» В.Н. Маков. (Г.Д. Бурков, В.И. Полищук. Легендарный поход «Гижиги». Норильск, 2005). Но несмотря на сложности, точно по графику «Гижига» прошла Кар­ ские ворота - это было 14 ноября в 20 часов по московскому времени. По согласованию с капитаном флагманского ледокола «Ленин» Борисом Макаровичем Соколовым был сделан расчет прибытия судна в Дудинку. Это предположительно должно было произойти утром 19 ноября 1970 го­ да. В экспериментальном рейсе на дизель-электроходе «Гижига» шел за­ меститель директора Норильского комбината Б.М. Благих. В книге «Леген­ дарный поход «Гижиги» приведены его воспоминания: «16 ноября. Идем с короткими остановками (сжимает канал). Температура 15-19 градусов мороза. Ветер до 15 метров в секунду. Лед 50-60 сантиметров. В местах тороса до 1 метра. Продвигаемся по 5-6 миль в час. Канал временами сжи­ мает мгновенно за ледоколом. Летал на самолете возле нас Майнагашев Бронислав Семенович. Разговаривал с нами по рации. Два часа приказал идти без ледокола. Прошли за первый час приблизительно 4 мили, а за второй - 1,8 мили. Пошли за ледоколом... «Ленин» застрял. Мы обкалы­ вали его (смеху было!). Встретили очень торосистый лед. Два ледокола обкалывали «Гижигу» («Мурманск» один не смог). Идем: атомный ледокол «Ленин», за ним «Мурманск», после мы. Зажимает. Обкалывают нас с двух сторон». В проливе Москва в Енисейском заливе глубины не позволили атомо­ ходу и «Мурманску» идти дальше, и до самой Дудинки транспорт прово­ дили мелкосидящие «Капитан Белоусов» и «Капитан Воронин». А около суток по реке судно шло самостоятельно. 43-градусным морозом встречала Дудинка караван. Это произошло 19 ноября 1970 года в 17 часов 30 минут. От Карских ворот до столицы Тай­ мыра - 800 ледовых миль. Они были пройдены за 100 часов. В переводе на километры скорость движения каравана составляла около 15 километ­ ров в час. И вот торжественная встреча в Дудинке. «Это были незабываемые часы, - продолжает свои воспоминания Б.С. Майнагашев. - Тысячи жителей Дудинки вышли на крутой берег Ени­ сея, чтобы увидеть ранее не виданное зрелище. Митинг, оркестр, пресса. Тогда на одной из встреч в Дудинке я сказал, что этот экспериментальный рейс является началом того, что в 1971 году можно будет уверенно ра­ ботать до 1 декабря, а в недалеком будущем морские суда Мурманского пароходства будут отмечать в Дудинке Новый год и 8 Марта». «Встречала нас почти вся Дудинка. На причале выстроили трибуну, с которой выступили первый секретарь Таймырского окружного комитета 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz